Ваз 2109: тюнинг карбюраторов Солекс

Установка карбюратора Солекс на двигатели Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099, Лада Самара

В последнее время все большее применение находят системы питания, использующие непосредственный впрыск топлива в цилиндры. Однако, преимущественное большинство используемых ныне автомобилей оборудованы привычным карбюратором лада 2108. Есть ли возможность улучшить характеристики автомобиля, оборудованного карбюратором?

Сложная и очень дорогостоящая работа по оборудованию автомобиля системой впрыска доступна далеко не каждому автолюбителю и часто просто не целесообразна. Обратимся к более доступным способам.

Оборудование двигателей «восьмой серии» карбюратором ДААЗ 21073.

Далеко не всех удовлетворяет динамика автомобиля ваз 2108 даже с полностью отрегулированным и абсолютно исправным карбюратором серии 083. Проще всего решить проблему с заменой карбюратора моделью ДААЗ 21073, тем более, что такая операция возможна без существенных изменений. Однако следует помнить, что в первой камере приготавливается обедненная смесь. То есть, при работе только первой камеры динамика разгона автомобиля будет достаточно вялой. Открытие заслонки во второй камере приводит к резкому улучшению тяговых характеристик двигателя, что может создать определенный дискомфорт, например, при движении по скользкой дороге. Однако, не следует забывать, что топливная экономичность, достигаемая благодаря такой работе камер, и является главной изюминкой данного карбюратора ваз 2109.

Для более полной реализации увеличенного сечения главного диффузора камеры №1 можно за счет увеличения сечения ГТЖ (главного топливного жиклера) в этой камере. Разумеется, улучшение динамики автомобиля будет происходить за счет топливной экономичности. Замена жиклера 107,5 на жиклер 110 дает некоторое, но незначительное улучшение тяги на камере №1 практически без повышения расхода топлива. Наиболее оптимальным представляется применение в первой камере ГТЖ 115. Приемлемая экономичность сопровождается хорошей динамикой при работе с закрытым дросселем второй камеры. Установка ГТЖ 117,5 приводит к заметному увеличению расхода топлива при ухудшении характеристик двигателя лада 2109. Это объясняется избыточным обогащением ТВС.

Компенсационные или же воздушные жиклеры (КЖ), регулируют состав смеси при увеличении разрежения на главных диффузорах с ростом оборотов двигателя. В диапазоне низких оборотов, приблизительно до 2500 1/мин, их влияние практически не сказывается, постепенно возрастая. То есть, чем ниже сечение КЖ, тем больше обогащение смеси на высоких оборотах. Таким образом, для ГТЖ 107,5 и ГТЖ 110 несколько обогащают смесь, применяя КЖ 145, КЖ 150 и КЖ 155. Для ГТЖ 115 целесообразно подобрать КЖ 155 – 165. Если же принято решение использовать ГТЖ 117,5, выбирают КЖ 165.

Эти соображения справедливы для камеры №1. Во второй камере обычно оставляют штатные жиклеры, т.е. ГТЖ 115 в паре с КЖ 135. Установка ГТЖ 120 позволит улучшить динамику автомобиля на разгоне за счет незначительного ухудшения экономичности. Также следует знать, что использование ГТЖ с максимальной пропускной способностью сразу в двух камерах не желательно. Лучше всего максимально обогатить смесь, приготавливаемую в одной камере. К примеру, если в первой камере установлены ГТЖ 107,5 – 110, стоит обогатить смесь второй камеры, применив ГТЖ 120. Тогда приемлемая динамика, обеспечиваемая работой первой камеры, будет сопровождаться неплохой экономичностью, а камера №2 обеспечит хорошую тягу при работе обеих камер.

Мы рекомендуем именно установку предлагаемого типа карбюратора лада 21099. Другие модные доработки, такие как применение эконостатов, экономайзера режимов повышенной мощности, коррекции работы ускорительного насоса и т.д. приводят чаще всего к переобогащению ТВС.

Особенности технической эксплуатации карбюратора ДААЗ 21073

Необходимо учитывать и другие особенности эксплуатации карбюраторов серии Solex, о которых пойдет речь ниже в этой статье.

При работе двигателя на холостом ходу не поддерживаются постоянные обороты. Возможно, не удается отрегулировать обороты холостого хода, в пределах от 800 об/мин до 1400 об/мин (в соответствии с типом распредвала). Последнее особенно актуально, если в двигателе применен распределительный вал, обеспечивающий широкий диапазон фаз газораспределения.

Причины и способы их устранения

Слишком обеднен состав ТВС холостого хода. Чрезмерно завернут винт качества приготовляемой смеси. Устраняется путем регулировки СО не более 2%.

Имеет место значительный подсос воздуха в зоне за дроссельной заслонкой. В первую очередь, необходимо проверить герметичность соединения карбюратора, а также герметичность крепления патрубка на вакуумном усилителе, а также всех других уплотнений и соединений, герметичность коллектора впускной системы, прокладки между коллектором и головкой блока.

Двигатель автомобиля глохнет сразу после отпускания педали газа.

Прежде всего, необходимо выполнить предыдущие пункты. Если неисправности не обнаружено и дефект не устраняется, проверяют работоспособность системы управления экономайзером принудительного холостого хода. Возможно, придется заменить жиклер холостого хода другим, с большим сечением, если его прочистка не принесла положительного результата.

Возможно, наши замечания будут полезными для Вас в случае необходимости настройки работы карбюратора и позволят избежать неоправданных материальных затрат на проведение более чем сомнительных доработок и неоправданных технически безграмотных вариантов настроек карбюратора и двигателя ваз 21099.

Тюнинг и установка 2 карбюраторов Солекс на ВАЗ 2109

Тюнинг на сегодняшний день пользуется особой популярностью среди автолюбителей. Он представляет собой совершенствование не только внешнего вида транспортного средства, но и его технических характеристик. Таким образом, автовладельцы пытаются сделать свой автомобиль уникальным и непохожим на аналогичные модели. В данной статье рассматривается тюнинг карбюратора ВАЗ 2109 торговой марки «Солекс».

Самым актуальным видом тюнинга ВАЗ 2109 является модернизация карбюратора. Её цель, как и в случаях с другими автомобилями, – увеличение мощности и динамики авто. По мнению экспертов, в первую очередь просто необходимо доработать саму силовую установку и только после этого приступать к модернизации карбюратора. Если поступить иначе (например, в силу нехватки бюджета), это может представлять определённый риск, который в некоторых ситуациях вполне оправдан.

Пара тюнингованных карбюраторов

Основания для тюнинга

Два карбюратора вместо одного – достаточно эффективный тюнинг, имеющий здравые основания. Даже удивительно, почему до этого не додумались инженеры ещё на этапе разработки модели ВАЗ 2109. Одной из главных причин, поспособствовавшей возникновению подобной модернизации, является ошибка проектирования силового агрегата, в результате которой трубы коллектора имеют разную длину. Этого мнения придерживаются многие эксперты-тюнеры. Такая разница привела к тому, что наибольшее количество горючего приходится на первый и четвертый цилиндр, в то время как остальные недополучают топливо.

Альтернативой установке двух карбюраторов «Солекс» может стать полировка коллекторов и внутренних поверхностей камер. Это поможет исправить существенную недоработку проектировщиков ВАЗ 2109, поскольку в результате этих процедур в камеры будет попадать большее количество горючей смеси и, как следствие, уменьшится сопротивление потоку и работа привода в целом улучшиться.

Как бы то ни было, замена одного карбюратора двумя – идеальный вариант, да и выглядит он привлекательнее.

Карбюратор на ВАЗ 2109

Почему именно «Солекс»?

Перед тем, как приступать к тюнингу ВАЗ 2109, следует разобраться с устройством карбюратора. В данном случае автомобиль оснащен узлом фирмы «Солекс», который имеет несколько модификаций, идеально подходящих не только ВАЗ 2109, но ДААЗ 2108, а также ДААЗ 2183.

Первой модификацией карбюратора снабжались двигатели объёмом 1,3 л, а второй – моторы объёмом 1,5 л. Независимо от фирмы-производителя и модели данные устройства предназначены для выполнения одной функции: для преобразования топлива в горючую смесь и для её подачи в цилиндры мотора.

Карбюратор «Солекс»

Одной из основных особенностей изделия торговой марки «Солекс» является наличие конусообразных сужений (диффузоры). Они выполняют функцию создания разрежения, требуемого для подсоса горючего топлива со специальной ёмкости, которая расположена в корпусе (поплавковая камера). Нормальная работа карбюратора во многом зависит от оптимального поддержания уровня топлива в поплавковой камере.

Что нужно знать, чтобы самостоятельно установить карбюраторы?

Перед началом тюнинга следует приобрести два одинаковых стоковых карбюратора «Солекс», которые придётся хорошенько вычистить и установить на них ремонтный набор. Помимо этого, для основы впускающего тракта понадобится два коллектора (сгодятся даже от «Оки»). Поскольку, двигатель от «Оки» отличается от мотора «девятки», необходимо будет обзавестись переходным коллектором. В его состав входит впускной фланец, предназначенный для стыковки с головкой блока цилиндра (ГБЦ), фланец для стыковки с коллекторами «Оки» и 4 трубки.

В случае если используются коллекторы, полностью подходящие силовому агрегату ВАЗ 2109, то конечно же все подсоединяется напрямую. Отказ от переходников влечёт за собой применение сварки для соединения деталей, а это более дорогое удовольствие.

Когда все подготовительные работы выполнены, следует собрать 2 карбюратора и 2 коллектора посредством переходника в единое целое. Далее необходимо синхронизировать оба устройства, то есть их заслонки должны открываться одновременно.

Тяги от «ОЗОНА» лучше всего подойдут в качестве привода заслонок. Они устанавливаются через тройники, после чего подключаются обратки и шланги для топлива. Затем придётся заглушить штуцер под шланг на одном из коллекторов.

Установка карбюраторов «Солекс»

Завершающим этапом является механическая обработка определённых участков карбюраторов. Она включает:

  • полировку рабочих поверхностей и впускных коллекторов;
  • уменьшение диаметров осей заслонок (дроссельных и воздушных);
  • стачивание шляпок винтов, служащих креплением заслонки к оси и т. д.

Все вышеперечисленные процессы требуют определённых технических знаний и умений, поэтому наиболее правильно доверить это профессионалам.

Тюнинг карбюратора Солекс 21083

Карбюратор Солекс для своего времени имел достаточно хорошие показатели и позволял двигателю ВАЗ стабильно работать на большинстве рабочих режимов. Для получения максимальной мощности, сопротивление на впускном тракте должно быть минимальным, что позволит воздуху в больших объемах попадать в камеру сгорания. Особенно важно это при работе на средних и повышенных оборотах. Но с другой стороны в случае мгновенного открытия заслонки падает разрежение в диффузоре, обедняя смесь.

Скорость наполнения камеры воздухом снижается и это вызывает снижение мощности при малых оборотах. На карбюраторах двигателей 2109,21083 диаметр главных диффузоров Солекс уменьшенный — 21 мм и 23 мм соответственно в 1-й и 2-й камере. Благодаря этому удалось добиться приемлемого смесеобразования на низких оборотах(как на двигателе с инжектором), жертвуя потерей мощности и эластичности двигателя Ваз при средних и повышенных оборотах двигателя.

Тюнинг карбюратора Солекс

Тюнинг Солекса

Существует ряд способов тюнинга для повышения мощности и приемистости двигателя 2109,21083 путем тюнинга карбюратора Солекс. Одним из распространенных видов тюнинга ВАЗ выступает установка на карбюратор турбины. Применение турбонаддува позволяет увеличить мощность силового агрегата ВАЗ(без применения инжектора), благодаря увеличению количества подаваемого воздуха и топлива к цилиндрам. В таком случае сгорает увеличенный объем топливовоздушной смеси, что способствует увеличению выделяемой энергии. Соответственно в рабочих цилиндрах наблюдается повышение давления газа на поршни, что и обеспечивает возрастание мощности двигателя ВАЗ 2109,21083, до мощности мотора с инжектором.

Применение турбин получило популярность на двигателях с непосредственным впрыском топлива (бензиновых и дизельных). Установка турбонаддува на карбюраторные силовые агрегаты ВАЗ 2109,21083 вызывает ряд проблем связанных с распределением воздушных потоков при работе на разных режимах.

  1. Турбина повышает плотность воздуха во впускном коллекторе, что приводит к обеднению смеси. Решением этой проблемы являются топливные жиклеры с большей степенью производительности, достигнутой увеличением сечения проходного диаметра. Новые жиклеры карбюратора Солекс позволят двигателю устойчиво работать как на низких оборотах, так на средних и повышенных режимах (как на моторах с инжектором).
  2. Величина давления надувочного воздуха на разных режимах – разная, и прямо пропорционально зависит от частоты вращения коленвала. Так как перенасыщение воздухом коллектора снижает скорость прохождения потока сквозь диффузоры карбюратора, а это приводит к снижению подачи топлива (в некоторых случаях — прекращение).
  3. На двигателях с турбиной рабочая степень сжатия ниже (бензиновые с инжектором), по сравнению с атмосферными. Если у обычного двигателя с карбюратором коэффициент 10-11, то в турбированном моторе – 8,7-9,6. Данная характеристики продиктована мерами безопасности эксплуатации, так как на такте сжатия при высоком коэффициенте возрастает вероятность детонации топлива. Решит эту проблему на ВАЗ может увеличение объема камеры, путем установки под головку дополнительной прокладки. Она даст прирост в объёме при оставшемся ходе поршня, следовательно, коэффициент сжатия несколько уменьшится.

Тюнинг карбюратора Солекс путем установки турбины требует изменения и самой конструкции карбюратора, но если грамотно проработать все важные моменты установки и настройки, то можно добиться неплохих характеристик и динамики от своего автомобиля ВАЗ (2109,21083). В общем полноценный тюнинг карбюратора Солекс заключается в увеличении эластичности силового агрегата на средних и высоких оборотах, не забывая при этом о достижении полноценного наполнения на низах.

Тюнинг карбюратора заключается в изменение установленных тарировок, дополнение конструктивными элементами дозирующей системы, для чего в корпусе монтируются дополнительные дозирующие каналы. Обрезание и последующая шлифовка малых диффузоров и увеличение диаметрального сечения главных диффузоров уменьшает аэродинамическое сопротивление потоку воздуха.

Зализывание и полировка довольно толстой оси дроссельной заслонки, воздушных заслонок и торчащих винтов крепления снижает сопротивление при прохождении потока воздуха. Применение носиков ускорительного насоса с увеличенной пропускной способностью, добавит несколько лошадей вашему ВАЗ.

Недостатки тюнинга

Небольшими недостатками тюнинга можно назвать некий перечень конструктивных изменений, необходимых для установки турбины, при чем переделка конструкции коснется не только карбюратора ВАЗ 2109,21083, но и головки цилиндров. Так же стоит отметить, что пренебрежение вопроса, связанного со снижением коэффициента сжатия, может повлечь проблемы с цилинтропоршневой группой и клапанами. При завышенном давлении в цилиндрах возможно прогорание поршней и седел клапанов. Снижается ресурс ЦПГ и двигателя в целом, что не свойственно моторам с инжектором.

В случае правильной и грамотной установки турбины (тюнинга карбюратора) на ВАЗ, на выходе получаем довольно приличные характеристики повышения мощности и хорошие показатели динамики и приемистости двигателя. Модернизированный карбюратор Солекс увеличивает коэффициент полезного действия силового агрегата, обеспечивая полноту сгорания топливовоздушной смеси. При этом мощность двигателя увеличивается без дополнительных затрат топлива. Турбина позволяет раскрыть заложенные в мотор возможности и получать от него устойчивую динамику на широком диапазоне режимов работы.

Тонкая настройка и тюнинг карбюратора ВАЗ 2109

Многие любители отечественных машин, которые приобрели себе старую добрую «девятку», задумываются о том, чтобы её сделать более мощной, надёжной, современной. Некоторые даже серьёзно улучшают автомобиль, далеко уходя от заводских «умолчаний» и классической компоновки.

Кто-то же интересуется исключительно двигателем, карбюратором и трансмиссией, стараясь выжать из них по максимуму.

Конечно, у нас нет West Coast Custom с шоуменом в главной роли, который бы делал из вашего «жигулёнка» концепт-кар. Но специалистов – мотористов и карбюраторщиков хватало всегда.

Не смотря на то, что мы живём совсем не в США, тюнинг карбюратора ВАЗ 2109 у нас всё же делают регулярно. И результаты обычно довольно неплохие.

Для чего делается тюнинг карбюратора на ВАЗ 2109?

Ответ очевиден. Это даёт серьёзный прирост в динамике автомобиля и его мощности.

Обычно, тюнинг карбюратора ВАЗ 2109 своими руками делают далеко не все. Для этого есть специальные мастерские, которые серьезно занимаются тюнингом ВАЗ 2109.

Работа над карбюратором проводится в комплексе мер по улучшению силового агрегата и системы зажигания. Только далеко не у всех имеются на это средства.

Опишем простейшие способы. Итак, вы начали тюнинг ВАЗ 2109 карбюратор которого собрались «прокачать». Что для этого необходимо в первую очередь?

Конечно же, настройка карбюратора ВАЗ 2109 – не самая простая задача в мире. Но простейшие действия для повышения мощности доступны всем.

  • Добираемся до второй камеры вашего карбюратора. Там нужно удалить пружину из вакуумного привода дроссельной заслонки. Что это даст? При небольшом увеличении расхода топлива, вы получаете гарантированный «плюсик» в динамике авто. Дешево и сердито.
  • Второе, что можно сделать для улучшения, это слегка доработать тот же вакуумный привод. Для этого понадобится колечко из проволоки просунуть под гайку, которая закрепляет рычаги привода заслонки во второй камере. Что получается в итоге? А получаем мы вот что – у нас теперь имеется выступ, расположенный между проволокой и другим рычагом. После этого нужно лишь затянуть гайку. Опять же получаем прирост динамики, а увеличение расхода по минимуму.

Вообще, когда речь идёт о тюнинге, всегда ждите того, что расход горючего будет выше. И, чем больше вы дорабатываете карбюратор, тем больше будет итоговая цифра. Если же вас это не пугает, то продолжим.

Далее идут следующие способы:

  • Замена диффузора. Если стандартный диффузор первичной камеры маркирован 3.5, то, не задумываясь ставим 4.5. Будет вам счастье. А точнее – прирост.
  • Дальше – больше. Вам нужно поменять распылитель насоса. Обычный стоит на 30. Выбрасываем его и ставим на 40. Прогресс будет заметен.

Отдельный разговор — тюнинг карбюратора ВАЗ 2109 Солекс. Точная регулировка карбюратора Солекс ВАЗ 2109 в мастерских стоит дороговато, но, оно окупится с лихвой.

Здесь некоторые любители «прокачки» умудряются даже ставить сразу два карбюратора. Знатоки, взяв ремкомплект и переходной коллектор, умудряются вполне успешно синхронизировать открытие заслонок. Думаю, не нужно объяснять, какой прирост вы получите с двумя карбюраторами.

Доработка винта «качества» топливной смеси карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Винт «качества» топливной смеси карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс установлен в глубоком колодце в нижней части корпуса карбюратора. При разборке, прочистке карбюратора, проведении его регулировки приходится извлекать винт из этого колодца. Это не очень удобно, так как винт спрятан глубоко, на нем установлено резиновое уплотнительное кольцо, которое мешает извлечению. Со временем колодец винта забивается грязью, что так же не способствует простоте проводимых с ним операций. Можно вывернув винт извлечь его пинцетом, но это также не очень удобно, да и не у каждого есть пинцет.

Суть доработки заключается в отпиливании ножовочным полотном угла карбюратора вместе с колодцем под винт.

Доработка винта регулировки «качества» топливной смеси карбюратора 2108 Солекс

Считаем число оборотов, чтобы потом отвернуть его как надо и не сбить настройки холостого хода.

2. Замеряем глубину колодца до винта.

Это можно сделать при помощи деревянной палочки (например, спички). Уменьшаем это расстояние на 3 мм и отмеряем на боковой стенке колодца.

3. Делаем поперечный пропил, а затем продольный, вдоль колодца.

Выворачиваем винт на требуемое число оборотов.

Получаем полный доступ к винту «качества» топливной смеси карбюратора.

Теперь процедура извлечения винта, да и просто вращения его отверткой при регулировке холостого хода не представляет особого труда.

канал винта регулировки «качества» топливной смеси карбюратора Солекс до доработки канал винта «качества» топливной смеси карбюратора Солекс после доработки

— Можно увеличить длину винта, чтобы еще больше упростить его выворачивание или проведение регулировки холостого хода. Для этого необходимо насадить небольшую трубочку подходящего диаметра на ту его часть, где пропил под шлицевую отвертку. Посадка должна быть очень плотной.

Еще пять статей по тюнингу и доработке карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс

Доработка винта «качества» топливной смеси карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099: 2 комментария

Ключевое слово — «купить». А если отрезать, то все бесплатно.

Чтоб не мучатся и не резать карб, можно купить удлиненный винт качества как тут: