Системы мониторинга автотранспорта

Содержание

Системы спутникового мониторинга автомобильного транспорта.

Не секрет, что на практике нередки такие ситуации, когда профессиональный водитель, много времени проводящий за рулем одного транспортного средства, принадлежащего работодателю, начинает считать его «почти своим» и на основании этого убеждения не видят ничего криминального в том, чтобы использовать его в своих корыстных интересах. Кто не слышал о «левых» рейсах, о сливе топлива, о приписках километров пробега. Начало этим «традициям» было положено не вчера. Но раньше транспорт был в собственности государства, а значит ничьим, по сути. В сегодняшней ситуации интересы водителей, как правило, кардинально отличаются от интересов собственников автомобилей и владельцев транспортных предприятий.

Противоправные действия водителя лишают собственника значительной доли прибыли, а это в планы владельца транспорта никак не вписывается. Одним из наиболее эффективных методов борьбы с нечистыми на руку водителями стало применение спутниковых систем, которые позволяют осуществлять постоянный контроль всех перемещений автомобиля. Установка этой системы позволяет владельцу жестко контролировать все принадлежащие ему транспортные средства.

Система спутникового мониторинга автомобилей представляет собой комплекс GPS-контроля и управления объектами, находящимися в движении. Создание этого комплекса стало возможным за счет использования самых современных систем GPS навигации, вычислительной техники, новейших разработок в области технологий связи и цифровых карт. Спутниковый мониторинг успешно используется различными диспетчерскими службами. Более того, он успешно применяется в решении задач транспортной логистики. К ним можно отнести и системы управления грузоперевозками, и автоматизированные системы управления автопарком, которые необходимы для слежения за фактическими маршрутами автомобилей.

Использование методов GPS контроля помогает обеспечить значительное сокращение расходов на эксплуатацию, повышает процент эффективности планирования грузоперевозок. Как результат – возможность обслужить гораздо большее количество клиентов за меньший промежуток времени. Применение этой технологии сводит к минимуму вероятность злоупотреблений и различного вида хищений, а также позволяет избежать неоправданно высокого расхода топлива. Как показывает практика, внедрение системы мониторинга, снижает затраты предприятия на поддержание работы автопарка на двадцать-тридцать процентов.

Применение системы спутникового мониторинга в бизнесе удачно прошло проверку временем. Первые ее экземпляры были совершенно примитивны. Технологии, применяемые ранее, позволяли реализовывать систему контроля, принцип функционирования которой был очень схож с работой «черного ящика», применяемого в авиации. Этот вариант не давал возможности оперативно отслеживать, где на конкретный момент времени находится тот или иной объект.

На автотранспорте устанавливали оборудование, которое через определенные промежутки времени запрашивало координаты своего месторасположения у спутника. После получения данных, результат перемещения записывался на магнитный носитель. Считать информацию и сравнить ее с назначенным маршрутом, можно было только после возвращения транспортного средства в парк. Естественно, что эффективность этого метода контроля не была высокой.

К настоящему времени GPS мониторинг происходит на совершенно другом, качественно новом высокотехнологичном уровне. В комплекс современной системы спутникового мониторинга входит несколько основных компонентов:

1. Непосредственно автомобиль, оборудованный GPS (ГЛОНАСС) контроллером, получающим информацию от спутника, а после передающий их при помощи GSM или CDMA на серверный центр;

2. Серверный центр со специализированным программным обеспечением, предназначенный для приема, хранения, последующей обработки и анализа полученной информации;

3.Компьютер диспетчерской службы, который ведет контроль автомобилей.

Для получения расширенных данных, на транспортное средство монтируются дополнительные датчики, которые тоже подключаются либо к ГЛОНАСС, либо к GPS-контроллеру. Как пример, можно рассмотреть следующие их виды:

— датчики расхода топлива, контроля температуры в рефрижераторе, контроля уровня топлива в бензобаке, измерения нагрузки на ось автомобиля;

— датчики, задача которых состоит в фиксации факта простоя или работы различных специальных механизмов (поворот крановой стрелы, работа бетономешалки);

— датчики, подтверждающие факт наличия (или отсутствия) пассажира;

— датчики, сообщающие о факте открывания капота или двери.

Все данные, собираемые системой со всех датчиков, могут собираться на локальном накопителе, а после возвращения автотранспорта в парк переноситься в основную базу данных, либо сразу отправляются на центральный сервер, используя различные каналы беспроводной передачи информации. Современное оборудование GPS мониторинга дает возможность наблюдать перемещение транспортного средства при помощи любого устройства (компьютера, мобильного телефона, планшета), имеющего доступ в Интернет.

Современные технологии представляют множество виртуальных способов создать иллюзию сохранности транспортного средства. Кто-то оставляет автомобиль на якобы охраняемой стоянке, кто- то надеется на надежность противоугонной сигнализации. Однако давно доказано, что если автомобиль захотят угнать, то угнан он будет. Ни одно устройство не дает 100% гарантии предотвращения угона, а значит снимать со счетов его вероятность нельзя.

Оперативно найти и вернуть угнанный автомобиль возможно только при условии, что сам факт угона был выявлен через достаточно короткое время и также оперативно был дан сигнал тревоги оперативным органам. GPS-система практически лишает воришек шансов скрыться, так как у сотрудников правоохранительных органов будет информация о перемещениях и координатах автомобиля.

Современные системы спутникового наблюдения позволяют работать практически в любых экстремальных условиях. Она безотказно будет функционировать в лесу, пустыне, в горах, зонах ведения боевых действий, на территории горных разработок и на территории технически-отсталых стран. Стоимость установки, внедрения и дальнейшего использования этих каналов связи на порядок выше, нежели стоимость использования обычных сотовых сетей.

Использование системы GPS-контроля автотранспорта, точнее, ее целесообразность, во многом зависит от сроков ее окупаемости после внедрения. Окупиться внедрение системы контроля может за срок от двух месяцев до года. Высокие темпы окупаемости можно обеспечить за счет большого количества возможности сэкономить на процессах перевозок и предотвращении хищений и злоупотреблений со стороны водительского персонала.

Применение GPS-мониторинга обеспечивает следующие выгоды:

— осуществление GPS-контроля за автомобилем в режиме реального времени;

— отображение полученных данных на карте;

— увеличение эффективности использования транспорта и человеческих ресурсов;

— увеличение срока эксплуатации автотранспорта;

— повышение уровня безопасности автомобилей, обслуживающего персонала и перевозимого груза;

— улучшение логистики компании;

— существенное сокращение затрат на топливо;

— предотвращение нецелевого использования автотранспорта;

— снижение вероятности несвоевременной доставки грузов и их хищения.

Благодаря развитию технологий, рынок систем ГЛОНАС-навигации развивается стремительными темпами. Почти ежедневно появляются новые разработки в этом направлении. Вполне вероятно, что в ближайшее время комплексы спутникового наблюдения станут такими же обыденными вещами, как сотовые сети.

Современные руководители, считающие нормой использование передовых технологий, уже сегодня используют преимущества полного контроля над принадлежащими ему автомобилями, получают ощутимую экономию средств, эффективно планируют и организуют работу своего предприятия.

Системы мониторинга автотранспорта

Точное местоположение транспорта, знание реальных расходов ГСМ, учет пробега, контроль сроков доставки, учет реальной работы техники и многое другое станет доступным с внедрением системы мониторинга.

АГРОНАВИГАТОР ЗА 55 000 р.

Системы параллельного вождения и точного земледелия по ценам производителя.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ МАЯК

Автомобильный GPS маяк, с легкостью вернет угнанный автомобиль. Всегда покажет точное местоположение. При всем этом, маяк практически невозможно найти при осмотре машины злоумышленниками.

КУРСОУКАЗАТЕЛИ

Курсоуказатели, системы параллельного вождения и точного вождения, системы «автопилот» для сельхоз техники от крупнейших заводов-изготовителей России, США и Европы.

ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЕ ДЛЯ ТС

Системы видеонаблюдения для автошколы, спецтехники или грузовой машины. Видеонаблюдение для транспорта позволяет просматривать все в режиме on-line с мобильного телефона

ДОВОЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ

ПРОТЕСТИРОВАВШИХ СИСТЕМУ МОНИТОРИНГА ОТ «РОСТЕЛЕМАТИКА»

ПЕРЕДОВАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ОТ «РОСТЕЛЕМАТИКА»

Что даст сотрудничество с нами?

Мы не только установим Вам передовую систему мониторинга за транспортом, но и научим Вас экономить на содержании автопарка. Перед началом работы с каждым клиентом, мы просим заполнить список проблем, составляем опросный лист, после чего подбираем решение. Вы получите поддержку на каждом этапе сотрудничества. Даже если Вы не наш клиент, мы готовы предоставить бесплатную устную консультацию.

«Вы с ювелирной точностью подобрали настройки по топливным датчикам»

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ, АГРОХОЛДИНГ «ЗОЛОТАЯ НИВА»

Мониторинг автотранспорта

Спутниковый мониторинг транспорта

Системы спутникового мониторинга транспорта, ориентированные на Глобальную Навигационную Спутниковую Систему (ГЛОНАСС), особенно стали популярны после поддержания на законодательном уровне: http://www.government.ru/gov/results/899/

В соответствии с Российским законодательством перевозчик, осуществляющий транспортировку более 8 человек, обязан установить на транспорт систему ГЛОНАСС, что является обязательным условием для получения лицензии на перевозку пассажиров. Постановление вступило в силу с 2012 года. А с 1 июля 2012 года отсутствие спутниковой навигации в транспортном средстве является грубым нарушением лицензионных требований.

Система ГЛОНАСС/GPS для автотранспорта.

Система ГЛОНАСС, проектируемая для военных целей ныне используется в гражданских целях и позволяет успешно управлять и налаживать работу автотранспортного парка и техники. Система является российской разработкой, что дает неоспоримые преимущества. Также наша компания гарантирует стабильность работы системы благодаря нашему собственному сервису, разработкам и обслуживанию.

Потенциальный заказчик

Спутниковый мониторинг транспорта — высокоэффективное средство отслеживания для компаний как с глобальным, так и локальным масштабом производства. GPS мониторинг транспорта применяют в работе диспетчерские службы, бухгалтерия, а также подразделения, обязанности которых включают внутренний аудит. Функция временного ограниченного доступа пришлась по вкусу логистическим фирмам, которые все чаще становятся пользователями ГЛОНАСС / GPS. Технология позволяет отслеживать движение транспорта, доставляющего груз, в режиме онлайн.

ПОМОЖЕМ ОПТИМИЗИРОВАТЬ РАБОТУ АВТОПАРКА И УМЕНЬШИТЬ РАСХОДЫ НА ТРАНСПОРТ!

Вы сможете контролировать работу автопарка и пресекать случаи мошенничества или недобросовестной работы персонала. Теперь все грузы будут под вашим наблюдением, а дисциплинированность сотрудников поможет осуществлять доставку в положенные сроки.

СПУТНИКОВЫЙ МОНИТОРИНГ ПОМОЖЕТ:

  • Отследить движение автомобиля в реальном времени на карте (исключение факта нарушения маршрута, контроль места пребывания груза)
  • Ознакомиться с полным маршрутом транспорта, включая остановки и стоянки (контроль времени и количества остановок и стоянок, соблюдения режима движения)
  • Исключить накрутку пробега автомобиля
  • Осуществлять автоматизированный контроль времени прибытия и доставки на место (ваш груз доставляется в положенные сроки)
  • Получать сигнал о возникновении форс-мажорной ситуации
  • Упорядочить работу автопарка (весь парк под контролем, всегда найдется автомобиль для срочного заказа)
  • Держать под контролем эксплуатацию автомобилей (вы сможете видеть данные о стиле езды каждого водителя, снижая риск износа транспорта из-за агрессивного или неупорядоченного движения)
  • Контролировать АЗС, заправку и расход горючего (в автомобиле будет использоваться топливо только от проверенного партнера, что исключит использование некачественного горючего)

МОНТАЖ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Компания Кевлар производит монтаж системы с выездом на место. Мы используем встроенные антенны и производим установку внутри приборной панели, что обеспечит целостность системы и невозможность несанкционированного доступа к ней.

Мы подключаем систему наблюдения и производим контроль за объектами со своего пульта. Для клиента в установленное время или по запросу готовится необходимая отчётность по работе наблюдаемых точек.

Все услуги охранного предприятия «Кевлар»

Надёжная охрана вашего имущества в Ставрополе. Охранное предприятие «Кевлар»

Спутниковый мониторинг транспорта

Компания «Навигационные системы» предоставляет услуги по установке системы и трекеров, осуществляющих спутниковый мониторинг транспорта. Благодаря программному обеспечению формируются необходимые отчеты, которые содержат все подверженные контролю параметры автомобиля:

  • текущее местоположение;
  • статус;
  • расход горючего;
  • скорость;
  • история перемещения
  • дискретные датчики;
  • места стоянок и заправок;
  • простои;
  • сливы ГСМ;
  • выход за пределы карты маршрута.

В результате, управляя автопарком онлайн с помощью этой программы, повышается качество работы. При этом не требуется затрачивать лишние финансовые средства.

Как работает спутниковая система мониторинга транспорта?

Постоянное развитие технического прогресса и новых технологий приводят к появлению на рынках спутниковой связи современных систем, в том числе и используемые для навигационного мониторинга транспорта. Контроль ТС — метод, который повышает безопасность использования автомобилей, спецтехники, уменьшает расходы компаний, связанные с не целевым использованием автомобилей автопарков, с «левыми» ходками, сливом топлива, обслуживанием и прочими несанкционированными процессами.

Современные спутниковые системы мониторинга транспорта разрабатываются на основе глобальных технологий GPS и ГЛОНАСС Так приложение Sirius navigator:

  • отслеживает месторасположения каждой единицы техники автопарка;
  • контролирует расход топлива;
  • составляет схемы и графики для эффективного использования каждого автомобиля на определённых участках работы.

Показания, которые собирает и регулирует система, автоматически объединяются в периодические отчёты о функционировании приборов автомобиля и действиях водителей. Получаемые данные позволяют оптимизировать работу всего автопарка, что повышает производительность транспортной компании.

Все о системе мониторинга транспорта:

Навигационный мониторинг: преимущества

Используйте системы мониторинга автотранспорта и:

  • легко контролируйте автомобильные средства в режиме реального времени непосредственно на сервере компании или при помощи мобильной связи;
  • отслеживайте показания датчиков, установленных на ТС;
  • получайте мгновенные сообщения в случаях возникновения внештатных ситуаций.

При помощи этих систем мониторинга регулируется передвижение транспорта, его техническое состояние, предотвращаются противоправные действия, как водителей (выезд из контролируемой зоны, слив бензины, создание аварийных ситуаций), так и злоумышленников (угоны, вандальные действия). Также предоставляется возможность выбирать и прокладывать заранее оптимально короткие маршруты, обезопасить транспорт и водителей, контролировать работу спецтехники.

Для чего нужны спутниковые системы мониторинга на транспорт?

В конце 2012 года в России началось внедрение системы мониторинга объекта и контроля расхода топлива последнего поколения — Sirius Navigator.

Системы, выполняющие слежение за ТС типа Sirius Navigator и устанавливаемые в автопарках компаний и предприятий агропромышленного, строительного и другого профиля, выступают существенной поддержкой в организации эффективной работы спецтехники, мобильного оборудования и транспортных средств, уменьшают расходы на топливо, ГСМ, пресекают махинации водителей с горючим и несанкционированными поездками. В сферах хозяйствования мониторинг техники повышает конкурентоспособность предприятий, помогает оптимизировать расходы на ремонт транспорта.

Оптимизация автотранспорта при помощи системы Sirius Navigator состоит из трёх главных частей – специализированное программное обеспечение, установка датчиков уровня топлива и бортовых терминалов.

Возможен ли онлайн мониторинг транспорта?

Пользуется популярностью установка российской многофункциональной интеллектуальной системы спутникового контроля спецтехники и автотранспорта «Сириус Навигатор». При помощи системы мониторинга транспорта можно в режиме онлайн определять точное месторасположение автомобилей и траекторию их передвижения, следить за большим количеством параметров состояния транспортного средства: от показателей пробега и скорости до температуры в кузове, количества оборотов баков бетономешалок и расхода топлива.

Стремитесь снизить расходы на 30%, заинтересовало оборудование? — Звоните, оперативно подберем для вашего предприятия оптимально подходящее решение. Для нас важен каждый клиент. Звонки принимаем по телефону бесплатной линии: 8 (800) 700-87-55. Либо отправьте заявку на услугу непосредственно с сайта через онлайн-форму. Цена предоставляется по запросу!

Мы предлагаем вам готовое решение мониторинга транспорта под ключ

Компания «МОНКАРГО» г.Ставрополь — авторизованный дилер производителя ГЛОНАСС/GPS систем мониторинга транспорта и топливной аналитики Omnicomm по СКФО.

Головной офис компании находится в Ставрополе, собственные представительства располагаются в Пятигорске, Черкесске, Грозном, Владикавказе.

Компания начала свою работу в 2010 году.

За время работы на рынке систем мониторинга транспорта сотрудниками компании «МОНКАРГО» приобретен солидный опыт монтажных работ на разные виды российской и зарубежной техники.

МЫ РАБОТАЕМ ПО ВСЕМУ СКФО

Сервисное обслуживание

Высокая квалификация и уровень подготовки наших специалистов, дает Вам уверенность в качестве оказываемых нами услуг! В тандеме с пожизненной гарантией на оборудование OMNICOMM позволит Вам забыть о потере времени на дорогостоящий ремонт и обслуживание оборудования. А как всем уже известно: «Время-деньги!» Наша компания позаботится об этом! Кроме этого, буквально с первого дня после установки систем мониторинга, Вы увидите все преимущества и удобства его использования.

Мы предлагаем оборудование, которое перед установкой проходит множественные испытания при максимальных нагрузках, экстримальных температурах и высокой вибрации, поэтому оно отличается высоким качеством, стабильностью и долговечностью!




Системы мониторинга автотранспорта

Системы мониторинга автотранспорта призваны осуществлять контроль за перемещением транспортного средства во времени и пространстве, фиксируя все происходящее по ходу его движения.

Благодаря системам мониторинга автотранспорта компании-перевозчики могут легко узнать о местоположении транспортного средства, выявить контрольные точки маршрута и их прохождение, а также фиксировать временные отрезки и контролировать среднюю скорость движения.

Идея создания систем мониторинга автотранспорта далеко не нова. Еще в середине века компании, осуществляющие грузоперевозки, озаботились вопросом слежения за автомобилем. Для начала грузовики стали оснащаться УКВ-рациями, а позднее появились экспериментальные разработки устройств, которые могли уже с полным правом носить звание систем наблюдения.

Первые системы мониторинга автотранспорта были достаточно просты. Они представляли собой единый и довольно крупногабаритный блок, к которому были подключены основные приборы автомобиля – спидометр и тахометр. Таким образом, в память устройства записывались данные о скорости автомобиля, оборотах двигателя и времени движения.

Данные сохранялись в памяти и анализировались по прибытию автомобиля в промежуточную контрольную точку либо на место назначения. Однако подобные устройства не заслужили сколь либо серьезной популярности. Причиной этого было то, что они не могли определять местоположение автомобиля.

Расцвет систем мониторинга автотранспорта пришелся на космическую эру. Появление систем спутникового определения местоположения дало возможность с высокой точностью определять местоположение автомобиля. Вышеупомянутые блоки контроля стали дополняться приемниками спутникового сигнала, что позволяло получить исчерпывающие данные не только о скорости и остановках, но и целиком о пройденном маршруте.

Спутниковые системы мониторинга автотранспорта первого поколения оказались весьма востребованы на рынке, однако и они не во всем устраивали перевозчиков. Компаниям хотелось не просто узнавать о маршрутах и контрольных точках «постфактум», но и иметь возможность следить за автомобилем в режиме реального времени. Именно по этой причине разработчики систем мониторинга автотранспорта приступили к разработке второго поколения подобного рода устройств.

Первые решения подобного рода совмещали приемник сигнала со спутника и модуль записи с радиостанцией УКВ-диапазона, а передача данных о местоположении автомобиля велась посредством радиолуча.

Подобные устройства были удобны, однако не подходили для работы на больших расстояниях, к примеру, при осуществлении дальних грузоперевозок. Именно по этой причине подобные системы мониторинга автотранспорта получили распространение лишь в системе внутригородских грузовых и пассажирских перевозок. Кроме того, использование частот УКВ не обеспечивало достаточно высокого качества связи в виду невысокой помехозащищенности. Пакеты с данными легко могли быть утеряны ввиду попадания автомобиля в зоны радиопомех либо радиотени (к примеру, в тоннелях либо близ высоковольтных линий электропередач).

Решением данной проблемы стало появление систем мониторинга автотранспорта с использованием передачи данных в сетях мобильной связи. Благодаря данной технологии в устройствах третьего поколения удалось существенно уменьшить габариты блоков и обеспечить стабильную двухстороннюю связь с автомобилем.

В частности, подобная схема позволяет осуществлять контроль движения автотранспорта практически без задержек по времени. Кроме того, благодаря передаче точных координат объекта есть возможность отслеживания машин с непосредственной привязкой к карте местности. При этом одновременно система способна «вести» тысячи автомобилей, движущихся по различным маршрутам следования.

Современные системы мониторинга автотранспорта дают возможность получать информацию о любых интересующих перевозчика аспектах движения машины. Кроме того, для сбора информации, ее анализа и наблюдения за автомобилем не нужно специализированное оборудование. Подобные функции легко производятся с использованием обычного персонального компьютера и специализированного программного обеспечения.

Большинство современных систем мониторинга автотранспорта передают информацию с использованием передачи данных в сети Интернет. Это дает возможность не использовать особых приемников сигнала – программы для наблюдения за транспортом используют специализированные сервера, на которые стекается информация мониторинга. Таким образом, для осуществления контроля достаточно компьютера с доступом в Сеть и достаточной мощностью для обработки большого количества данных о различных объектах.

Сегодня системы мониторинга автотранспорта активно используются не только в сфере грузоперевозок. Очень часто, благодаря простоте и удобству применения, пользователями подобного рода систем становятся таксопарки. Применение мониторинга дает возможность отслеживать положение автомобилей и близость конкретного авто к клиенту.

Кроме того, полностью исключается возможность несанкционированного частного извоза. К слову, последний фактор актуален и для машин из корпоративного автопарка, поскольку несанкционированное использование автомобилей в личных целях часто приводит к существенным финансовым потерям для компании.

Прижились системы мониторинга автотранспорта и в сфере пассажирских перевозок. Здесь контроль за движением транспортных средств со стороны перевозчика важен вдвойне, поскольку таким образом обеспечивается максимальная безопасность движения.

Кроме того, современные системы глобального позиционирования дают возможность отправки сигнала об аварийных ситуациях, что дает возможность скоординировать действия и своевременно оказать помощь. А быстрота в данном вопросе – возможность спасти жизнь и здоровье людей.

Реферат: Системы мониторинга для автотранспортных средств ГЛОНАСС GPS

Просмотров: 3923 Комментариев: 4 Оценило: 1 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно Скачать

Системы мониторинга для автотранспортных средств ГЛОНАСС/ GPS

2. Системы мониторинга автотранспортных средств…………………………..4

2.1. Системы мониторинга, использующие методы спутниковой радионавигации………………………………………………………………….4

2.2. Спутниковый мониторинг автотранспорта…………………………………5

3. Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС)…………….8

3.2. Основные элементы и принцип работы ГЛОНАСС……………………. 10

3.3. Практическое применение ГЛОНАСС…………………………………….11

4. Сравнение ГЛОНАСС и GPS………………………………………………. 13

4.1. Дифференциальное измерение……………………………………………..13

4.3. Недостатки системы ГЛОНАСС…………………………………………. 15

На сегодняшний день одной из главных областей применения GPS-технологий является мониторинг автотранспортных средств. Современные системы контроля позволяют получать оперативную информацию о точном местоположении объекта, его остановках, скорости, с которой он передвигается, уровне топлива в баке и т.д.

Тщательно проработанные системы мониторинга автотранспортных средств получили широчайшее распространение. Их используют государственные и частные транспортные компании, строительные фирмы, а также другие организации, в инфраструктуре которых есть транспортный отдел.

Внедренная на предприятие система мониторинга автотранспортных средств решает целый комплекс задач. Возможности системы помогают обезопасить грузоперевозки, в значительной степени снизить транспортные расходы, сделать услуги по перевозке более качественными. Огромное количество компаний уже оборудовали штатные диспетчерские службы по GPS мониторингу автотранспортных средств. Столь же многие планируют в ближайшее время освоить спутниковый мониторинг автотранспортных средств.

Сама концепция применения навигационных приемников в автомобиле зародилась в Европе в начале 90-х годов прошлого столетия. Тогда же в англоязычной литературе появился термин Vehicle Navigation System (транспортные навигационные системы) или просто — VNS. Практически сразу идея была подхвачена японскими производителями, которые отставали в этой области от Европы вплоть до 1996 года. Этот начальный период, когда определение местонахождения автомобиля стало осуществляться с использованием спутников GPS , получил название "гибридная навигация". Именно тогда к информации, учитываемой при планировании маршрута, начали добавлять данные о насыщенности движения и о погодных условиях (включая прогнозы).

2. Системы мониторинга автотранспортных средств

В основе любого комплекса технических средств мониторинга подвижных объектов лежит, прежде всего, система мониторинга подвижных объектов. Существует множество различных способов и систем мониторинга.

2.1. Системы мониторинга, использующие методы спутниковой радионавигации

Оборудование спутниковых навигационных систем является высокотехнологичным, легко интегрируется с другими видами технического и программного обеспечения. В простейшем случае структура подобной системы выглядит так:

¨ на автомашине устанавливается навигационный приемник, работающий по сигналам СРНС GPS, который через интерфейс RS232 подключается к модему любительской пакетной радиосвязи стандарта TNC-2. Через аудиоинтерфейс модем подключается к произвольной автомобильной радиостанции УКВ диапазона, работающей в режиме Conventional Radio;

¨ в диспетчерском центре работает ПК, на котором установлены ГИС–пакет MapInfo, отсканированная растровая карта и приложение, написанное на MapBasic, обеспечивающее визуализацию текущего местоположения подвижного объекта на фоне карты;

¨ к диспетчерскому ПК подключается радиомодем аналогичный тому, что установлен на борту, и радиостанция с антенной.

Несмотря на кажущуюся простоту, подобные системы в ряде случаев могут достаточно эффективно выполнять свои функции. Вместе с тем, для подобной системы свойственны некоторые существенные ограничения, не позволяющие использовать ее для серьезных применений. Во-первых, это неэффективное использование радиочастотного спектра (режим Conventional Radio на выделенных частотах), «перегруженность» протокола АХ25, применяемого в пакетных радиомодемах, реализация защиты от ошибок только путем переспроса, низкая скорость передачи данных за счет использования полосы речевого канала и как следствие всего этого – низкая пропускная способность системы. Во-вторых, сложность организации радиопокрытия большой территории. Предусмотренный протоколом АХ25 режим передачи через ретрансляторы с повтором (диджипитеры) может эффективно работать только вдоль протяженных трасс. В-третьих, полная незащищенность системы от постороннего проникновения – как с целью перехвата данных, так и с целью несанкционированного использования инфраструктуры сети передачи данных. Реально подобная система может обеспечить контроль местоположения 10–20 автомашин с периодом обновления информации 1–5 минут для каждой автомашины.

2.2. Спутниковый мониторинг автотранспорта

2.2.1. Техническая реализация

Система спутникового мониторинга автотранспорта включает в себя:

¨ Транспортное средство, оборудованное GPS-трекером GPS/ГЛОНАСС контроллером или трекером, который получает данные от спутников и передаёт их на сервер мониторинга посредством GSM, CDMA или реже космической и УКВ связи. Реже используются контроллеры, которые накапливают данные во внутренней памяти устройства. Затем эти данные переносятся на север по проводным каналам, либо через Bluetooth или Wi-Fi.

¨ Сервер с программным обеспечением для приёма, хранения, обработки и анализа данных.

¨ Компьютер пользователя или диспетчера, ведущего мониторинг.

Для получения дополнительной информации на транспортное средство устанавливаются дополнительные датчики, например:

¨ датчик расхода топлива;

¨ датчик нагрузки на оси ТС;

¨ датчик уровня топлива в баке;

¨ факт открывания двери или капота;

¨ факт наличия пассажира (такси);

¨ температура в рефрижераторе;

¨ факт работы или простоя спецмеханизмов (поворот стрелы крана, работы бетоносмесителя);

¨ факт нажатия тревожной кнопки.

2.2.2. Решаемые задачи

Системы спутникового мониторинга транспорта решают следующие задачи:

¨ Мониторинг направления и скорости движения транспортного средства, показателей датчиков и других приборов в реальном времени.

¨ Учёт статистики использования транспортного средства, включая пройденного километража, расхода топлива, скорости движения, времени работы механизмов.

¨ Контроль соответствия фактического маршрута плановому позволяет повысить дисциплину водителей, избежать случаев нецелевого использования транспортного средства, накрутки (изменения показателя) спидометра. Контроль показателей датчиков топлива позволяет избежать случаев слива ГСМ, распространённые в России. Контроль геозоны позволяет контролировать нахождение транспортного средства в заданных границах.

¨ Безопасность: знание местоположения позволяет быстро найти угнанное либо попавшее в беду транспортное средство. Автомобили специального назначения, такси могут оборудоваться скрытой кнопкой, нажатие либо ненажатие на которую отсылает тревожный сигнал в диспетчерский центр. Кроме этого, некоторые терминалы спутникового мониторинга могут работать в режиме GSM-сигнализации, то есть сообщать на сервер мониторинга информацию в случае срабатывания штатной сигнализации.

Типичная система GPS-мониторинга состоит из трёх звеньев: терминалов, устанавливаемых на автомобили, сервера и клиентских рабочих мест. Терминалы представляют собой специализированные трекеры, содержащие модуль собственно GPS и модуль сотовой связи (GSM или CDMA). Функции сервера может выполнять как обычный ПК с установленным серверным программным обеспечением для относительно простых систем мониторинга, так и распределенная кластерная система со специализированным программным обеспечением для сложных бизнес-ориентированных систем мониторинга. В отличие от рабочих мест, сервер должен быть всегда включён, так как именно на нём накапливаются данные о маршрутах. Также важным является поддержание целостности информации и ее своевременное резервирование для поддержания актуальной информации о мониторинге. Клиентское программное обеспечение в редких случаях может быть объединено в одну программу с серверной частью, но, как правило, допускается одновременное подключение нескольких рабочих мест к одному серверу. В некоторых системах за счет установки специализированного программного обеспечения на клиентские компьютеры достигается возможность получения оперативной информации путем использования веб-каналов.

2.2.4. История развития

В зависимости от применяемых технических решений можно выделить пять поколений систем спутникового мониторинга транспорта:

¨ Самые первые системы были оффлайновыми, т.е. не позволяли осуществлять мониторинг в реальном времени. GPS-трекер записывал все данные в память и передавал их на сервер по прибытии транспортного средства на базу через проводной или беспроводной интерфейс. Такая схема позволяла контролировать маршрут автомобиля только постфактум и не способна помочь, например, при угоне автомобиля.

¨ Во втором поколении для организации связи между GPS-терминалами и сервером использовались SMS либо механизм CSD. На сервер устанавливались один или несколько модулей сотовой связи, позволяющие принимать SMS или звонки с данными. Подобные системы отличались огромными платежами за мобильную связь и очень большим периодом времени между измерениями координат. С массовым распространением мобильного интернета системы второго поколения практически вымерли.

¨ В третьем поколении в качестве транспортной сети используются GPRS или EV-DO, что позволяет на порядок снизить расходы на мобильную связь и резко улучшить точность прорисовки маршрутов. Сервер в таких системах устанавливается непосредственно у клиента и подключается к интернет и к локальной сети офиса. На сервер и на рабочие места пользователей устанавливается специализированное программное обеспечение. В некоторых системах допускается аренда портов сервера, предоставляемого поставщиком. На данный момент это самая распространённая схема мониторинга.

¨ Системы четвёртого поколения также используют один из механизмов мобильного интернета в качестве транспортной системы, но отличаются от третьего использованием веб-технологий. В этом случае сервер размещается у компании-поставщика, его мощности делятся между многими клиентами, а защищённый доступ к данным осуществляется через веб-страницу с любого ПК, подключенного к интернету. Так как один сервер способен работать одновременно с тысячами трекеров, резко снижается стоимость внедрения и обслуживания системы. Одновременно возрастает надёжность хранения и доступность данных, так как компании-операторы способны содержать многократно резервированное качественное серверное оборудование и штат технических специалистов для его круглосуточного обслуживания. Потенциальным недостатком систем четвёртого поколения является полная централизация — вероятность сбоя или наступления форс-мажорных обстоятельств в таких системах крайне низка, зато последствия сбоя могут стать весьма дорогостоящими для компании-оператора.

¨ Системы мониторинга пятого поколения представляют собой глобальное развитие и централизацию систем предыдущего поколения в единый, распределенный центр мониторинга. В таком варианте данные от устройств собираются одним или несколькими коммуникационными серверами, стекаются на один основной сервер базы данных и растекаются между подключенными промежуточными серверами, которые уже обеспечивают взаимодействие с пользователем (веб-мониторинг) или выполняют фоновые задачи. При таком построении системы пользователи с разных районов, стран и даже континентов работают с наиболее близко расположенным региональным веб-сервером с минимальной задержкой (пингом) до него.

3. Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС)

ГЛОНАСС – советская и российская спутниковая система навигации, разработана по заказу Министерства обороны СССР. Основой системы должны являться 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в трёх орбитальных плоскостях с наклоном орбитальных плоскостей 64,8° и высотой 19 100 км.

3.1. История развития ГЛОНАСС

Первый спутник ГЛОНАСС был выведен Советским Союзом на орбиту 12 октября 1982 года. 24 сентября 1993 года система была официально принята в эксплуатацию с орбитальной группировкой из 12 спутников. В декабре 1995 года спутниковая группировка была развернута до штатного состава — 24 спутника.

В августе 2001 года была принята федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система», согласно которой полное покрытие территории России планировалось уже в начале 2008 года, а глобальных масштабов система достигла бы к началу 2010 года. Для решения данной задачи планировалось в течение 2007, 2008 и 2009 годов произвести шесть запусков РН и вывести на орбиту 18 спутников — таким образом, к концу 2009 года группировка вновь насчитывала бы 24 аппарата.

На совете главных конструкторов ГЛОНАСС план развёртывания системы был скорректирован с той целью, чтобы на территории России система ГЛОНАСС заработала хотя бы к 31 декабря 2008 года. Однако в марте 2008 года сроки изготовления спутников и ракет были пересмотрены, чтобы ввести все спутники в эксплуатацию до конца года. Предполагалось, что запуски состоятся раньше на два месяца и система до конца года в России заработает. Планы были реализованы в срок.

29 января 2009 года было объявлено, что первым городом страны, где общественный транспорт в массовом порядке будет оснащён системой ГЛОНАСС, станет Сочи. На тот момент ГЛОНАСС-оборудование производства компании «M2M телематика» было установлено на 250 сочинских автобусах.

В ноябре 2009 года было объявлено, что Украинский научно-исследовательский институт радиотехнических измерений (Харьков) и Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения (Москва) создадут совместное предприятие. Стороны создадут систему спутниковой навигации для обслуживания потребителей на территории двух стран. В проекте будут использованы украинские станции коррекции для уточнения координат систем ГЛОНАСС.

15 декабря 2009 года на встрече премьер-министра России Владимира Путина с главой Роскосмоса Анатолием Перминовым было заявлено, что развёртывание ГЛОНАСС будет окончено к концу 2010 года.

К 30 марта 2010 года количество работающих КА было доведено до 21 (плюс 2 резервных КА).

Рисунок 1. Приемновычислительный модуль ГЛОНАСС/GPS «1К-181»

Рисунок 2. Автомобильный ГЛОНАСС/GPS навигатор-регистратор «СЛЕДОПЫТ-А001М»

Рисунок 3. ГАЛС-С1

3.2. Основные элементы и принцип работы ГЛОНАСС

Полная орбитальная группировка (ОГ) в СРНС (спутниковая радионавигационная система) ГЛОНАСС содержит 24 штатных Космических Аппарата (КА) на круговых орбитах на высоте 19100км., в трех орбитальных плоскостях по восемь КА в каждой. Управление орбитальным сегментом ГЛОНАСС осуществляет наземный комплекс управления.

Он включает в себя Центр управления системой (г.Краснознаменск, Московская область) и сеть станций слежения и управления, рассредоточенных по территории России. Наземный комплекс управления осуществляет сбор, накопление и обработку траекторной и телеметрической информации обо всех спутниках системы, формирование и выдачу на каждый спутник команд управления и навигационной информации, а также контроль качества функционирования системы в целом. Управление спутниками ГЛОНАСС осуществляется в автоматизированном режиме. Выведение спутников ГЛОНАСС на орбиту осуществляется носителем тяжелого класса «ПРОТОН» с разгонным блоком с космодрома Байконур. Носитель одновременно выводит три спутника ГЛОНАСС. ГЛОНАСС является государственной системой, которая разрабатывалась как система двойного использования, предназначенная для нужд Министерства обороны и гражданских потребителей. Обязанности по управлению и эксплуатации системы ГЛОНАСС возложены на Министерство обороны Российской Федерации (Космические войска). По своей структуре системы спутниковой навигации ГЛОНАСС и GPS являются системами двойного действия и предназначены для использования, как в военных целях, так и в гражданских. По новому, корректированному, проекту программы ГЛОНАСС спутниковая группировка системы будет состоять из 30 космических аппаратов, часть из которых будет находиться в рабочем резерве. При доведении количества действующих спутников до восемнадцати, на территории России обеспечивается практически 100%-ная непрерывная навигация. На остальной части земного шара при этом перерывы в навигации могут достигать полутора часов. Практически непрерывная навигация по всей территории Земли обеспечивается при полной орбитальной группировке из двадцати четырёх действующих спутников.

В данный момент используются спутники типов ГЛОНАСС и ГЛОНАСС-М. С началом эксплуатации спутников нового поколения ГЛОНАСС-К планируется повысить точность определения координат до 5 метров. Системы спутниковой навигации ГЛОНАСС и GPS состоят из трех основных сегментов: космического (ИСЗ), наземного управления ИСЗ и навигационного оборудования конечных пользователей системы. Число пользователей навигационной системы GPS и ГЛОНАСС постоянно растет и на сегодняшний день очень многочисленно. В системе ГЛОНАСС применяется разделение сигналов по частотам (FDMA), которые излучают искусственные спутники на две фазы. Первый сигнал имеет частоту в диапазоне L1 1600 МГц, а второй – частоту в диапазоне L2 1250 МГц. При нахождении пользователя с навигационным прибором ГЛОНАСС в зоне видимости спутника ему доступен сигнал с частотой в диапазоне L1 1600 МГц. Вторая частота используется исключительно для нужд военной навигации. Система спутниковой навигации GPS применяет CDMA – кодовое деление сигналов, и так же имеет два диапазона частот L1 1575,42 МГц и L2 1227,6 МГц.

3.3. Практическое применение ГЛОНАСС

Отечественная ГЛОНАСС по своей структуре, назначению и функциональности аналогична Американской системе GPS. ГЛОНАСС имеет возможность с высокой точностью определять как координаты наземного объекта, так и осуществлять временную и скоростную привязку. На сегодняшний день применение систем спутниковой навигации ГЛОНАСС и GPS очень широко — на судоходных реках, в морях и океанах, в крупных городах и на магистралях. Использование системы ГЛОНАСС и GPS для гражданских нужд возможно в различных сферах — в сотовой связи, грузоперевозках, страховой деятельности, в службах такси, путешествиях, просто поездках по мегаполису, в картографии и энергетике, поисково-спасательных работах и строительстве, для слежения за миграцией животных. Радиус действия между базовыми станциями составляет до 2 тыс. км, а между базовой станцией и локальным приемником – до 220 км.

Сферы применения ГЛОНАСС:

¨ Транспорт (космический, воздушный, морской, речной, наземный);

¨ Решение прикладных (геодезия, картография, океанография, геофизика, землеустройство, геология, добыча полезных ископаемых, рыболовство, экология) и научных задач (фундаментальные и научно-экспериментальные исследования).

4. Сравнение ГЛОНАСС и GPS

Рассмотрим некоторые особенности основных систем спутниковой навигации (NAVSTAR и ГЛОНАСС): Обе системы имеют двойное назначение — военное и гражданское, поэтому излучают два вида сигналов: один с пониженной точностью определения координат (

100 м) для гражданского применения и другой высокой точности (

10-15 м и точнее) для военного применения. Спутники NAVSTAR располагаются в шести плоскостях на высоте примерно 20 180 км. Спутники ГЛОНАСС (шифр «Ураган») находятся в трёх плоскостях на высоте примерно 19 100 км. Номинальное количество спутников в обеих системах — 24. Группировка NAVSTAR полностью укомплектована в апреле 1994-го и с тех пор поддерживается, группировка ГЛОНАСС была полностью развёрнута в декабре 1995-го, но с тех пор значительно деградировала. В настоящий момент идёт её активное восстановление. Обе системы используют сигналы на основе т.н. «псевдошумовых последовательностей», применение которых придаёт им высокую помехозащищённость и надёжность при невысокой мощности излучения передатчиков. В соответствии с назначением, в каждой системе есть две базовые частоты — L1 (стандартной точности) и L2 (высокой точности). Для NAVSTAR L1=1575,42 МГц и L2=1227,6 МГц. В ГЛОHАСС используется частотное разделение сигналов, т. е. каждый спутник работает на своей частоте и, соответственно, L1 находится в пределах от 1602,56 до 1615,5 МГц и L2 от 1246,43 до 1256,53. Сигнал в L1 доступен всем пользователям, сигнал в L2 — только военным (то есть, не может быть расшифрован без специального секретного ключа). Каждый спутник системы, помимо основной информации, передаёт также вспомогательную, необходимую для непрерывной работы приёмного оборудования. В эту категорию входит полный альманах всей спутниковой группировки, передаваемый последовательно в течение нескольких минут. Таким образом, старт приёмного устройства может быть достаточно быстрым, если он содержит актуальный альманах (порядка 1-й минуты) — это называется «тёплый старт», но может занять и до 15-ти минут, если приёмник вынужден получать полный альманах — т. н. «холодный старт». Необходимость в «холодном старте» возникает обычно при первом включении приёмника, либо если он долго не использовался.

4 .1. Дифференциальное измерение

Отдельные модели спутниковых приёмников позволяют производить так называемое «дифференциальное измерение» расстояний между двумя точками с большой точностью (сантиметры). Для этого измеряется положение навигатора в двух точках с небольшим промежутком времени. При этом, хотя каждое такое измерение имеет точность порядка 10-15 метров без наземной системы корректировки и 10-50 см с такой системой, измеренное расстояние имеет погрешность намного меньшую, так как факторы, мешающие измерению (погрешность орбит спутников, неоднородность атмосферы и т. д.) в этом случае взаимно вычитаются. Кроме того, есть несколько систем, которые посылают уточняющую информацию («дифференциальную поправку к координатам»), позволяющую повысить точность измерения координат приёмника до десяти сантиметров. Дифференциальная поправка основана на геостационарных объектах (спутниках, наземных базовых станциях), обычно является платной (расшифровка сигнала возможна только одним определённым приёмником после оплаты «подписки на услугу»). В настоящее время (2006-й год) существует бесплатная европейская система EGNOS (European Geostationary Navigation Overlay Services), основанная на двух геостационарных спутниках, дающая высокую точность (до 30 см), но работающая с перебоями и ненадёжно. В Северной Америке её аналогом является система WAAS.

Несмотря на все преимущества, у GPS-систем есть и недостатки. Например, GPS- приемник может быть отключен в любой момент, скажем, из соображений безопасности США. Кроме того, внедрение GPS- технологии подразумевает наличие подробных электронных карт c масштабом до 100 м, которые есть в свободной продаже не в каждой стране. Нельзя не упомянуть то обстоятельство, что при вычислении координат спутниковая система допускает погрешности. Природа этих ошибок различна. Основными источниками ошибок, влияющими на точность навигационных вычислений в GPS-системе, в частности, являются:

¨ погрешности, обусловленные режимом селективного доступа (Selective availability, S/A). Используя данный режим, Министерство Обороны США намеренно снижает точность определения местонахождения для гражданских лиц. В режиме S/A формируются ошибки искусственного происхождения, вносимые в сигнал на борту GPS-спутников с целью огрубления навигационных измерений. Такими ошибками являются неверные данные об орбите спутника и искажения показаний его часов за счет внесения добавочного псевдослучайного сигнала. Величина среднеквадратического отклонения из-за влияния этого фактора составляет, примерно, 30 м.

¨ погрешности, связанные с распространением радиоволн в ионосфере. Задержки распространения сигналов при их прохождении через верхние слои атмосферы приводят к ошибкам порядка 20-30 м днем и 3-6 м ночью. Несмотря на то, что навигационное сообщение, передаваемое с борта GPS-спутника, содержит параметры модели ионосферы, компенсация фактической задержки, в лучшем случае, составляет 50%.

¨ погрешности, связанные с распространением радиоволн в тропосфере. Возникают при прохождении радиоволн через нижние слои атмосферы. Значения погрешностей этого вида при использовании сигналов с С/А- кодом не превышают 30 м.

¨ эфемеридная погрешность. Ошибки обусловлены расхождением между фактическим положением GPS-спутника и его расчетным положением, которое устанавливается по данным навигационного сигнала, передаваемого с борта спутника. Значение погрешности обычно не более 3м.

¨ погрешность ухода шкалы времени спутника вызвана расхождением шкал времени различных спутников. Устраняется с помощью наземных станций слежения или за счет компенсации ухода шкалы времени в дифференциальном режиме определения местоположения.

¨ погрешность определения расстояния до спутника является статистическим показателем. Он вычисляется для конкретного спутника и заданного интервала времени. Ошибка не коррелированна с другими видами погрешностей. Ее величина обычно не превышает 10 м.

4.3. Недостатки системы ГЛОНАСС

¨ необходимость сдвига диапазона частот вправо, так как в настоящее время ГЛОНАСС мешает работе как подвижной спутниковой связи, так и радиоастрономии;

¨ при смене эфемерид спутников, погрешности координат в обычном режиме увеличиваются на 25-30м, а в дифференциальном режиме — превышают 10 м;

¨ при коррекции набежавшей секунды нарушается непрерывность сигнала ГЛОНАСС. Это приводит к большим погрешностям определения координат места потребителя, что недопустимо для гражданской авиации;

¨ сложность пересчета данных систем ГЛОНАСС и GPS из-за отсутствия официально опубликованной матрицы перехода между используемыми системами координат.

Спутниковая система слежения «Вояджер-2» предназначена для контроля местоположения мобильного объекта (например, автомобиля). Встроенный GPS-приемник определяет координаты автомобиля, а GSM-модем передает их на пульт центрального наблюдения, сотовый телефон или карманный компьютер.

Система «Вояджер-2» включает в себя компактный прибор «Вояджер», устанавливаемый на автотранспортное средство и программу для мониторинга, контроля, управления и охраны автотранспортных средств, оборудованных прибором «Вояджер-2» (грузового, строительного, легкового, морского и различных видов спецтехники).

¨ Отображение положения автомобиля и маршрута его следования на интерактивных картах за любой промежуток времени;

¨ Контроль мест и времени стоянок;

¨ Автоматический контроль отклонения от маршрута следования;

¨ Контроль выезда за пределы строительной площадки;

¨ Контроль выезда за пределы города, области, страны или другого произвольного региона;

¨ Контроль уровня топлива в баке;

¨ Контроль заправок топливом и несанкционированных сливов топлива;

¨ Экспорт данных в программу 1С;

¨ Обеспечение диспетчерской связи;

¨ Встроенный иммобилайзер (опция);

¨ Энергонезависимая память (черный ящик) на 10000 километров пробега.

Спутниковая система «Вояджер-2» подходит для:

¨ Владельцев частных автомобилей.

Программа мониторинга автоматически создает отчеты о работе автопарка, что позволяет оценить работу водителей, эффективность использования техники, исключить простои, контролировать расход топлива, перемещение грузов, предотвратить «левые рейсы» и угон, тем самым, сэкономив большое количество времени и денег.

«Вояджер-2» записывает в память или передает данные о своем местонахождении и параметрах автотранспортного средства в режиме реального времени или с периодически требуемой частотой.