Ремонт, заряд, контроль и хранение аккумулятора

Mistik5 › Блог › Ремонт, заряд, контроль и хранение АКБ

Ремонт, заряд, контроль и хранение АКБ

Ремонт и восстановление АКБ

Проверка НРЦ и плотности электролита

Проверка напряжения на батарее при работающем двигателе

Проверка наличия утечек в системе электрооборудования

Если батарея не запустила двигатель…

Как правильно хранить АКБ

Ремонт и восстановление АКБ

Конструкция АКБ не предусматривает их ремонта в процессе эксплуатации в части замены блоков пластин в аккумуляторах, крышки или корпуса.

Этого не делают даже на заводах-изготовителях.

Если в новой АКБ обнаружен дефект, ее утилизируют.

Другое дело, если у АКБ незначительное повреждение пластмассовых корпуса или крышки, приведшее к течи электролита.

Повреждения, не затронувшие целостность пластин и сепараторов в ячейках, поддаются ремонту с помощью тепловой сварки: поверхность места повреждения и фрагмент из аналогичной пластмассы одновременно нагревают до размягчения и плотно прижимают на 2-3 минуты.

Затем, с помощью нагретого паяльника и специального пластмассового припоя обрабатывают края наложенного фрагмента.

Трещины на корпусе и крышке можно заделать без наложения фрагмента, а только разогретым припоем.

Если АКБ с поврежденным корпусом хранилась без электролита в поврежденной ячейке более недели, то после ремонта (и заливки электролита в ремонтную ячейку) такую АКБ необходимо подвергнуть двухкратному заряду-разряду для восстановления работоспособности ремонтной ячейки.

Чаще всего повреждения корпуса происходят, если АКБ не закреплена на установочной площадке, острые борта которой повреждают корпус по основанию (днищу).

Иногда на крутых поворотах незакрепленную батарею повреждает вентилятор двигателя.

Поэтому одно из условий для обеспечения ее нормальной работы — обязательное закрепление на рабочей площадке.

Заряд аккумуляторной батареи

Заряд свинцовых аккумуляторных батарей необходимо производить от источника постоянного (выпрямленного) тока.

Можно использовать любые выпрямители, допускающие регулировку зарядного тока или напряжения.

При этом зарядное устройство, предназначенное для заряда одной 12-вольтовой батареи, должно обеспечить возможность увеличения зарядного напряжения до 16,0-16,5 В, поскольку иначе не удастся зарядить современную необслуживаемую батарею полностью (до 100% ее фактической емкости).

Положительный провод (клемму) зарядного устройства соединяют с положительным выводом батареи, отрицательный — с отрицательным.

В практике эксплуатации пользуются, как правило, одним из двух методов заряда батареи: заряд при постоянстве тока или заряд при постоянстве напряжения.

Оба эти метода равноценны с точки зрения их влияния на долговечность батареи.

При выборе зарядного устройства следует руководствоваться информацией, приведенной ниже.

Заряд при постоянстве тока

Заряд батареи производится при постоянной величине зарядного тока, равной 0,1 С20(0,1 от номинальной емкости при 20-часовом режиме разряда).

Это значит, что для батареи емкостью 60 А·ч ток заряда должен быть равен 6 А.

Для поддержания постоянства тока в течение всего процесса заряда необходимо регулирующее устройство.

Недостаток такого способа — необходимость постоянного (каждые 1-2 часа) контроля и регулирования зарядного тока, а также обильное газовыделение в конце заряда.

Для снижения газовыделения и повышения степени заряженности батареи целесообразно ступенчатое снижение силы тока по мере увеличения зарядного напряжения.

Когда напряжение достигнет 14,4 В, зарядный ток уменьшают в два раза (3 Ампера для батареи емкостью 60 А·ч) и при таком токе продолжают заряд до начала газовыделения.

При заряде батарей последнего поколения, которые не имеют отверстий для доливки воды, целесообразно при увеличении зарядного напряжения до 15 В еще раз уменьшить ток в два раза (1,5 А для батарей емкостью 60 А·ч).

Батарея считается полностью заряженной, когда ток и напряжение при заряде сохраняются без изменения в течение 1-2 часов.

Для современных необслуживаемых батарей такое состояние наступает при напряжении 16,3-16,4 В в зависимости от состава сплавов решеток и чистоты электролита.

Заряд при постоянстве напряжения

При заряде этим методом степень заряженности АКБ по окончании заряда напрямую зависит от величины зарядного напряжения, которое обеспечивает зарядное устройство.

Так, например, за 24 часа непрерывного заряда при напряжении 14,4 В 12-вольтовая батарея зарядится на 75-85%, при напряжении 15 В — на 85-90%, а при напряжении 16 В — на 95-97%.

Полностью зарядить батарею в течение 20-24 часов можно при напряжении зарядного устройства 16,3-16,4 В.

В первый момент включения тока его величина может достигать 40-50 А и более, в зависимости от внутреннего сопротивления (емкости) батареи.

Поэтому зарядное устройство снабжают схемными решениями, ограничивающими максимальный ток заряда до 20-25 А.

По мере заряда напряжение на выводах батареи постепенно приближается к напряжению зарядного устройства, а величина зарядного тока, соответственно, снижается и приближается к нулю в конце заряда (если величина зарядного напряжения выпрямителя ниже напряжения начала газовыделения).

Это позволяет производить заряд без участия человека в полностью автоматическом режиме.

бычно критерием окончания заряда в подобных устройствах является достижение напряжения на выводах батареи при ее заряде, равного 14,4±0,1 В.

При этом, как правило, загорается зеленый сигнал, служащий индикатором достижения заданного конечного напряжения, то есть окончания заряда.

Однако, для удовлетворительного (на 90-95%) заряда современных необслуживаемых батарей с помощью выпускаемых промышленностью зарядных устройств, имеющих максимальное зарядное напряжение 14,4-14,5 В, потребуется более суток.

Заряд батареи на автомобиле

При эксплуатации батареи на автомобиле ее заряд происходит при постоянном напряжении.

Производители автомобилей по согласованию с разработчиками батарей устанавливают уровень зарядного напряжения 14,1±0,2 В, что ниже напряжения интенсивного газовыделения.

С понижением температуры эффективность заряда при постоянном напряжении уменьшается из-за роста внутреннего сопротивления батареи.

Поэтому АКБ на автомобиле не всегда восстанавливает свою емкость после разряда полностью.

Обычно степень заряженности батареи зимой составляет 70-75%, если напряжение на клеммах батареи равно 13,9-14,3 В при работающем двигателе и включенном дальнем свете.

Поэтому в тяжелых условиях зимы (при низких температурах, частых и длительных пусках холодного двигателя и коротких пробегах) целесообразно периодически (желательно не реже одного раза в месяц) производить заряд АКБ от стационарного зарядного устройства и при положительной температуре.

Проверка НРЦ и плотности электролита

Для того, чтобы замедлить старение АКБ, необходимо выполнять несколько основных требований по контролю за состоянием батареи и электрооборудования автомобиля.

Проверка напряжения разомкнутой цепи (НРЦ) проводится через 6-8 часов после выключения двигателя (или зарядного тока при заряде от внешнего зарядного устройства).

Напряжение на клеммах батареи измеряется с помощью вольтметра.

Значение НРЦ в зависимости от степени заряженности батареи приведено в табл. 1.

Степень заряженности также однозначно связана и с плотностью электролита АКБ (см. рис).

Степень заряженности, % Равновесное напряжение разомкнутой цепи (НРЦ), В,

при различных температурах

100 12,70-12,90 12,80-13,00 12,90-13,10

75 12,55-12,65 12,55-12,75 12,65-12,85

50 12,20-12,30 12,30-12,40 12,40-12,50

25 11,95-12,10 12,10-12,20 12,20-12,30

0 11,60-11,80 11,70-11,90 11,80-12,00

Таблица 1 Зависимость напряжения разомкнутой цепи (НРЦ) АКБ при различных температурах

У полностью заряженной батареи плотность электролита составляет 1,28±0,01 г/см³.

Линейно снижаясь, по мере разряда АКБ, она составляет 1,20±0,01 г/см3 у батарей, степень заряженности которых снизилась до 50%.

У полностью разряженной батареи плотность электролита составляет 1,10±0,01 г/см³.

Если значение плотности во всех аккумуляторах одинаково (с разбросом ±0,01 г/см³), это говорит о степени заряженности батареи и отсутствии внутренних замыканий.

При наличии внутреннего короткого замыкания плотность электролита в дефектном аккумуляторе будет значительно ниже (на 0,10-0,15 г/см³), чем в остальных ячейках.

Для измерения плотности жидкостей применяют ареометры со сменными денсиметрами для измерения плотности различных жидкостей, например, антифриза с плотностью от 1,0 до 1,1 г/см³ или электролита с плотностью от 1,1 до 1,3 г/см³.

Универсальный ареометр показан на рис. 5.

При измерении поплавок не должен касаться стенок цилиндрической части стеклянной трубки.

Одновременно необходимо замерить температуру электролита.

Результат измерения плотности приводят к +25°C.

Для этого к показаниям денсиметра надо прибавить или отнять поправку, полученную с помощью табл. 2 (в соответствии со знаком указанного значения поправки).

Если при измерении окажется, что НРЦ ниже 12,6 В, а плотность электролита ниже 1,24 г/см³, батарею необходимо подзарядить и проверить зарядное напряжение на ее клеммах при работающем двигателе.

Температура электролита, °C Поправка, г/см³ Температура электролита, °C Поправка, г/см³

−49…−35 −0,05 +11…+24 −0,01

Таблица 2 Температурные поправки к показаниям денсиметра при приведении плотности электролита к +25°C

Проверка напряжения на аккумуляторе при работающем двигателе

Перед проверкой надо убедиться, что батарея заряжена до напряжения разомкнутой цепи (НРЦ) не ниже 12,6 В или что плотность электролита не ниже 1,26 г/см³ при нормальном его уровне.

Если АКБ недозаряжена, ее следует зарядить с помощью внешнего зарядного устройства.

Уровень электролита надо довести до нормы, доливая дистиллированную воду.

После того, как батарея приведена в нормальное состояние, надо запустить двигатель и установить его обороты на уровне 1500-2000 мин−1.

Затем необходимо включить дальний свет и измерить с помощью вольтметра напряжение на клеммах батареи.

Если напряжение находится в пределах 13,9-14,3 В, значит система работает в оптимальном режиме, который может обеспечить максимально возможный заряд АКБ.

Отклонение в меньшую сторону может стать причиной недозаряда, а в большую сторону — перезаряда.

Хотя следует учитывать, что свои поправки может внести интенсивность эксплуатации автомобиля.

Последствия длительной эксплуатации с такими отклонениями описаны в предыдущих разделах.

Нередко недозаряд батареи бывает следствием ослабления натяжения ремня привода генератора.

Проверка наличия утечек в системе электрооборудования

Для такой проверки необходимо иметь амперметр с максимальной величиной измеряемого постоянного тока до 10 А.

Клемму, соединенную с массой автомобиля (и в отечественных, и в импортных автомобилях — отрицательная), отсоединяют от полюсного вывода батареи и в разрыв цепи включают амперметр.

При этом все потребители автомобиля, в том числе сигнализация, должны быть выключены.

При исправном электрооборудовании и отсутствии утечек показание амперметра будет равно нулю.

В зависимости от особенностей электрооборудования конкретных автомобилей возможны схемные решения, при которых может иметь место ток в пределах 1-2 мА.

Такие утечки не оказывают вредного влияния при бездействии автомобиля в течение 1-3 месяцев, поскольку за это время батарея потеряет всего 0,7-4 А·ч.

При включенной сигнализации потребление тока может вырасти до 20-30 мА.

Это значит, что время бездействия автомобиля не должно превышать в таком состоянии 3-х недель в летнее время и 10-и дней зимой.

Иначе батарея разрядится от сигнализации настолько, что не сможет запустить холодный двигатель.

Если ток утечки больше 30 мА, необходимо найти и устранить причину этой утечки.

Для защиты батареи от утечек тока при длительном бездействии автомобиля рекомендуется отключать на это время клеммы бортовой сети от полюсных выводов аккумуляторной батареи, то есть снимать один из наконечников с полюсного вывода батареи.

Если батарея не запустила двигатель…

Запуск двигателя необходимо производить кратковременными попытками по 5-10 секунд с паузами между ними не менее одной минуты.

Если после 3-х попыток подряд двигатель не проявляет «признаков жизни», хотя стартер «крутит» его как обычно, необходимо прекратить бессмысленные попытки и поискать причину, из-за которой двигатель не работает.

Только найдя и устранив неисправность, следует возобновить попытки пуска, иначе батарея разрядится.

Если же стартер плохо, очень медленно, «с натугой» проворачивает двигатель, это говорит о потере работоспособности батареи.

Первым делом надо проверить плотность электролита в каждом аккумуляторе, а если нет пробок — напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) батареи.

Проверку НРЦ следует проводить через 15-20 минут после попытки пуска.

Если НРЦ ниже 12,5 В, значит батарея разряжена и ее необходимо зарядить.

Плотность электролита у разряженной батареи будет примерно одинаковой во всех аккумуляторах.

Одновременно с зарядом АКБ необходимо устранить причину ее глубокого разряда.

Если же в одном из аккумуляторов плотность электролита значительно (более чем на 0,1 г/см³) ниже, чем в остальных, это говорит о возможном внутреннем коротком замыкании (КЗ).

В этом случае, если батарея еще не исчерпала гарантийный срок, следует обратиться в сервисный центр или к продавцу (см. гарантийный талон).

Бывает, что, при попытке зарядить батарею, ее владелец видит отсутствие тока на зарядном устройстве.

При этом НРЦ батареи не превышает 10 В.

Вместе с тем плотность электролита близка к нормальной и практически одинакова (±0,01 г/см³) во всех аккумуляторах.

Как правило, это говорит о наличии обрыва цепи между какими либо соседними аккумуляторами.

Как правильно хранить АКБ

Хранить сухозаряженные батареи можно в любом неотапливаемом помещении.

Единственное условие — они не должны подвергаться воздействию прямых солнечных лучей.

Батареи в пластмассовых моноблоках лучше хранить в закрытых помещениях с минимальной освещенностью, так как яркий свет ускоряет процесс старения полимерного материала моноблока.

При хранении сухозаряженных батарей пробки должны быть плотно завернуты, а все герметизирующие выступы или специальные заглушки не должны иметь повреждений — тогда влага не попадет внутрь АКБ и после заливки электролита и пропитки она быстрее зарядится до нормального рабочего состояния.

При хранении батарей необходимо руководствоваться рекомендациями производителя.

Обычно рекомендуют хранить АКБ в вертикальном положении выводами вверх на поддонах в заводской упаковке или на специальных стеллажах.

При хранении залитых батарей могут быть две ситуации.

Хранение новых батарей перед вводом в эксплуатацию.

Хранение в связи с временным перерывом в процессе эксплуатации.

В обоих случаях перед началом хранения необходимо определить состояние заряженности батареи, измерив плотность электролита в аккумуляторах.

Если пробки не предусмотрены конструкцией, следует измерить НРЦ батареи.

В случае, если плотность электролита ниже 1,26 г/см³ или НРЦ ниже 12,6 В, батарею следует зарядить согласно инструкции по эксплуатации.

В АКБ с пробками после заряда уровень и плотность электролита надо довести до значений, указанных в инструкции.

Полностью заряженные необслуживаемые батареи можно хранить до одного года.

При этом, в зависимости от их исполнения (сплав решеток, чистота электролита, вид сепараторов) и степени износа, а также температуры окружающей среды, саморазряд после года хранения может составить 25-60%.

Минимальный саморазряд характерен для батарей с токоотводами из свинцово-кальциевых сплавов при температуре в хранилище не выше 0°C.

Средний саморазряд при реальных условиях хранения в неотапливаемом помещении составляет 25-50% за год в зависимости от исполнения батареи.

Саморазряд батарей увеличивается по мере их эксплуатации.

Поэтому, при хранении АКБ, работавших более 1,5-2 лет, необходимо не реже одного раза в три месяца проверять плотность электролита или НРЦ и при снижении их ниже допустимых значений, указанных ранее, заряжать хранящиеся батареи.

Это позволит исключить глубокий разряд и образование льда в батарее, так как у сильно разряженных батарей электролит низкой плотности может замерзнуть.

При хранении АКБ в связи с временным перерывом в процессе эксплуатации непосредственно на автомобиле следует отключать батарею от бортовой сети.

Если же это невозможно, необходимо в процессе бездействия подзаряжать батарею с периодичностью, определяемой на основании данных о потреблении энергии включенной сигнализацией.

За время бездействия АКБ не должна разряжаться более, чем на 30%.

Сливать электролит из залитых батарей на время бездействия нельзя — иначе они не будут работать при заливке электролита после хранения.

Полюсные выводы АКБ на время хранения необходимо смазать нейтральной консистентной смазкой для защиты от окисления их поверхностей.

Ремонт, заряд, контроль и хранение аккумулятора

Ремонт, заряд, контроль и хранение аккумуляторов

Ремонт и восстановление аккумуляторов

Ошибочно критерием окончания заряда в подобных устройствах считают достижение напряжения на выводах батареи при ее заряде, равного 14,4±0,1 В. При этом, как правило, загорается зеленый сигнал, служащий индикатором достижения заданного конечного напряжения, то есть окончания заряда. Однако, для удовлетворительного (на 90-95%) заряда современных необслуживаемых АКБ с помощью подобных зарядных устройств, имеющих максимальное зарядное напряжение 14,4-14,5 В, потребуется около суток.

Равновесное напряжение разомкнутой цепи (НРЦ), В, при различных температурах

При безотказной эксплуатации необслуживаемой батареи, которая не имеет пробок, достаточно один раз в 3-4 месяца проверять ее НРЦ с целью определения состояния заряженности в соответствии с табл. 1. Если же возникают трудности с пуском двигателя, необходимо проверить исправность электрооборудования (см. главы 4.4 и 4.5).

Рис. 5 Универсальный ареометр

Температура электролита, С

Температура электролита, С

1. Хранение новых батарей перед вводом в эксплуатацию;

2. Хранение в связи с временным перерывом в процессе эксплуатации.

Полюсные выводы АКБ на время хранения необходимо смазать нейтральной консистентной смазкой для защиты от окисления их поверхностей.

Ремонт, заряд, контроль и хранение аккумулятора

Конструкция АКБ не предусматривает их ремонта в процессе эксплуатации в части замены блоков пластин в аккумуляторах, крышки или корпуса. Этого не делают даже на заводах-изготовителях. Если в новой АКБ обнаружен дефект, её утилизируют.

Другое дело, если у АКБ незначительное повреждение пластмассовых корпуса или крышки, приведшее к течи электролита. Повреждения, не затронувшие целостность пластин и сепараторов в ячейках, поддаются ремонту с помощью тепловой сварки: поверхность места повреждения и фрагмент из аналогичной пластмассы одновременно нагревают до размягчения и плотно прижимают на 2-3 минуты. Затем, с помощью нагретого паяльника и специального пластмассового припоя обрабатывают края наложенного фрагмента. Трещины на корпусе и крышке можно заделать без наложения фрагмента, а только разогретым припоем. Если АКБ с поврежденным корпусом хранилась без электролита в поврежденной ячейке более недели, то после ремонта (и заливки электролита в ремонтную ячейку) такую АКБ необходимо подвергнуть двухкратному заряду-разряду для восстановления работоспособности ремонтной ячейки.

Чаще всего повреждения корпуса происходят, если АКБ не закреплена на установочной площадке, острые борта которой повреждают корпус по основанию (днищу). Иногда на крутых поворотах незакрепленную батарею повреждает вентилятор двигателя. Поэтому одно из условий для обеспечения ее нормальной работы — обязательное закрепление на рабочей площадке.

Положительный провод (клемму) зарядного устройства соединяют с положительным выводом батареи, отрицательный — с отрицательным.

В практике эксплуатации пользуются, как правило, одним из двух методов заряда батареи: заряд при постоянстве тока или заряд при постоянстве напряжения. Оба эти метода равноценны с точки зрения их влияния на долговечность батареи. При выборе зарядного устройства следует руководствоваться информацией, приведенной ниже.

Недостаток такого способа — необходимость постоянного (каждые 1-2 часа) контроля и регулирования зарядного тока, а также обильное газовыделение в конце заряда. Для снижения газовыделения и повышения степени заряженности батареи целесообразно ступенчатое снижение силы тока по мере увеличения зарядного напряжения. Когда напряжение достигнет 14,4 В, зарядный ток уменьшают в два раза (3 Ампера для батареи емкостью 60 А/ч) и при таком токе продолжают заряд до начала газовыделения. При заряде батарей последнего поколения, которые не имеют отверстий для доливки воды, целесообразно при увеличении зарядного напряжения до 15 В еще раз уменьшить ток в два раза (1,5 А для батарей емкостью 60 А/ч).

Батарея считается полностью заряженной, когда ток и напряжение при заряде сохраняются без изменения в течение 1-2 часов. Для современных необслуживаемых батарей такое состояние наступает при напряжении 16,3-16,4 В в зависимости от состава сплавов решеток и чистоты электролита (при его нормальном уровне).

В первый момент включения тока его величина может достигать 40-50 А и более, в зависимости от внутреннего сопротивления (емкости) и глубины разряда батареи. Поэтому зарядное устройство снабжают схемными решениями, ограничивающими максимальный ток заряда.

По мере заряда напряжение на выводах батареи постепенно приближается к напряжению зарядного устройства, а величина зарядного тока, соответственно, снижается и приближается к нулю в конце заряда (если величина зарядного напряжения выпрямителя ниже напряжения начала газовыделения). Это позволяет производить заряд без участия человека в полностью автоматическом режиме. Ошибочно критерием окончания заряда в подобных устройствах считают достижение напряжения на выводах батареи при ее заряде, равного 14,4+0,1 В. При этом, как правило, загорается зеленый сигнал, служащий индикатором достижения заданного конечного напряжения, то есть окончания заряда. Однако, для удовлетворительного (на 90-95%) заряда современных необслуживаемых АКБ с помощью подобных зарядных устройств, имеющих максимальное зарядное напряжение 14,4-14,5 В, потребуется около суток.

При безотказной эксплуатации необслуживаемой батареи, которая не имеет пробок, достаточно один раз в 3-4 месяца проверять ее НРЦ с целью определения состояния заряженности в соответствии с табл. 1. Если же возникают трудности с пуском двигателя, необходимо проверить исправность электрооборудования (см. главы 4.4 и 4.5). У полностью заряженной батареи плотность электролита составляет 1,28±0,01 г/см3. Линейно снижаясь, по мере разряда АКБ, она составляет 1,20±0,01 г/см3 у батарей, степень заряженности которых снизилась до

50%. У полностью разряженной батареи плотность электролита составляет 1,10±0,01 г/см3.

Табл.1 Зависимость напряжения разомкнутой цепи (НРЦ) аккумулятора при различных температурах электролита

Равновесное напряжение разомкнутой цепи

Степень (НРЦ), В, при различных температурах

заряженности, % +20. +25 гр.С +5. -5 гр.С -10. +10 гр.С

100 12,70-12,90 12,80-13,00 12,90-13,10

75 12,55-12,65 12,55-12,75 12,65-12,85

50 12,20-12,30 12,30-12,40 12,40-12,50

25 11,95-12,10 12,10-12,20 12,20-12,30

0 11,60-11,80 11,70-11,90 11,80-12,00

Для измерения плотности применяют ареометры со сменными денсиметрами для измерения плотности различных жидкостей, например, антифриза с плотностью от 1,0 до 1,1 г/см3 или электролита с плотностью от 1,1 до 1,3 г/см3.

Универсальный ареометр показан на рис.5. При измерении поплавок не должен касаться стенок цилиндрической части стеклянной трубки. Одновременно необходимо замерить температуру электролита. Результат измерения плотности приводят к +25°С. Для этого к показаниям денсиметра надо прибавить или отнять поправку, полученную с помощью табл. 2 (в соответствии со знаком указанного значения поправки).

Если при измерении окажется, что НРЦ ниже 12,6 В, а плотность электролита ниже 1,24 г/см3, батарею необходимо подзарядить и проверить зарядное напряжение на ее клеммах при работающем двигателе.

-65. -50 -0,06 -4. +10 -0,02

-49. -35 -0,05 +11. +24 -0,01

-34. -20 -0,04 +26. +40 +0,01

-19. -5 -0,03 +41. +55 -0,02

1.4. Проверка напряжения на батарее при работающем двигателе

Перед проверкой надо убедиться, что батарея заряжена до напряжения разомкнутой цепи (НРЦ) не ниже 12,6 В или что плотность электролита не ниже 1,26 г/см3 при нормальном его уровне. Если АКБ недозаряжена, ее следует зарядить с помощью внешнего зарядного устройства. Уровень электролита надо довести до нормы, доливая дистиллированную воду.

После того, как батарея приведена в нормальное состояние, надо запустить двигатель и установить его обороты на уровне 1500-2000 мин1. Затем необходимо включить дальний свет и измерить с помощью вольтметра напряжение на клеммах батареи.

Если напряжение находится в пределах 13,9-14,3 В, значит система работает в режиме, который может обеспечить заряд АКБ.

Отклонение в меньшую сторону может стать причиной недозаряда, а в большую сторону — перезаряда. Хотя следует учитывать, что свои поправки может внести интенсивность эксплуатации автомобиля. Последствия длительной эксплуатации с такими отклонениями описаны в предыдущих разделах.

Нередко недозаряд батареи бывает следствием ослабления натяжения ремня привода генератора

Клемму, соединенную с массой автомобиля (и в отечественных, и в импортных автомобилях — отрицательная), отсоединяют от полюсного вывода батареи и в разрыв цепи включают амперметр. При этом все потребители автомобиля, в том числе сигнализация, должны быть выключены.

При исправном электрооборудовании, в зависимости от особенностей электрооборудования конкретных автомобилей, показание амперметра не будет превышать 10 мА. Такие утечки не оказывают вредного влияния при бездействии автомобиля в течение 1-3 месяцев. При включенной сигнализации потребление тока может вырасти до 20-30 мА. Это значит, что время бездействия автомобиля не должно превышать в таком состоянии 3-х недель в летнее время и 10-и дней зимой. Иначе батарея разрядится от сигнализации настолько, что не сможет запустить холодный двигатель.

Если ток утечки больше 30 мА, необходимо найти и устранить причину.

Для защиты батареи от утечек тока при длительном бездействии автомобиля рекомендуется отключать на это время клеммы бортовой сети от полюсных выводов аккумуляторной батареи, то есть снимать один из наконечников с полюсного вывода батареи.

Если же стартер плохо, очень медленно, «с натугой» проворачивает двигатель, это говорит о потере работоспособности батареи. Первым делом надо проверить плотность электролита в каждом аккумуляторе, а если нет пробок — напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) батареи. Проверку НРЦ следует проводить через 15-20 минут после попытки пуска. Если НРЦ ниже 12,5 В, значит батарея разряжена и ее необходимо зарядить. Плотность электролита у разряженной батареи будет примерно одинаковой во всех аккумуляторах. Одновременно с зарядом АКБ необходимо устранить причину ее глубокого разряда. Если же в одном из аккумуляторов плотность электролита значительно (более чем на 0,1 г/см3) ниже, чем в остальных, это говорит о возможном внутреннем коротком замыкании (КЗ). В этом случае, если батарея еще не исчерпала гарантийный срок, следует обратиться в сервисный центр или к продавцу (см. гарантийный талон).

Бывает, что, при попытке зарядить батарею, ее владелец видит отсутствие тока на зарядном устройстве. При этом НРЦ батареи не превышает 10В. Вместе с тем плотность электролита близка к нормальной и практически одинакова (±0,01 г/см3) во всех аккумуляторах. Как правило, это говорит о наличии обрыва цепи между «банками» (соседними аккумуляторами) или в полюсном выводе.

При хранении сухозаряженных батарей пробки должны быть плотно завернуты, а все герметизирующие выступы или специальные заглушки не должны иметь повреждений — тогда влага не попадет внутрь АКБ и после заливки электролита и пропитки она быстрее зарядится до нормального рабочего состояния.

При хранении батарей необходимо руководствоваться рекомендациями производителя. Обычно рекомендуют хранить АКБ в вертикальном положении выводами вверх на поддонах в заводской упаковке или на специальных стеллажах.

При хранении залитых АКБ могут быть две ситуации:

1. Хранение новых батарей перед вводом в эксплуатацию;

2. Хранение в связи с временным перерывом в процессе эксплуатации.

В обоих случаях перед началом хранения необходимо определить состояние заряженности батареи, измерив плотность электролита в аккумуляторах. Если пробки не предусмотрены конструкцией, следует измерить НРЦ батареи. В случае, если плотность электролита ниже 1,26 г/см3 или НРЦ ниже 12,6 В, батарею следует зарядить согласно инструкции по эксплуатации. В АКБ с пробками при заряде уровень и плотность электролита надо довести до значений, указанных в инструкции (но не менее 15-20 мм над блоком пластин).

Полностью заряженные необслуживаемые батареи можно хранить до одного года. При этом, в зависимости от их исполнения (сплав решеток, чистота электролита, вид сепараторов) и степени износа, а также температуры окружающей среды, саморазряд после года хранения может составить 25-60%. Минимальный саморазряд характерен для батарей с токоотводами из свинцово-кальциевых сплавов при температуре в хранилище не выше 0°С. Средний саморазряд при реальных условиях хранения в неотапливаемом помещении составляет 25-50% за год в зависимости от исполнения батареи.

Саморазряд батарей увеличивается по мере их эксплуатации. Поэтому, при хранении АКБ, работавших более 1 ,5-2 лет, необходимо не реже одного раза в три месяца проверять плотность электролита или НРЦ. При снижении их ниже допустимых значений, указанных ранее, заряжать хранящиеся батареи. Это позволит исключить глубокий разряд и образование льда в батарее, так как у сильно разряженных батарей электролит низкой плотности может замерзнуть.

При хранении АКБ в связи с временным перерывом в процессе эксплуатации непосредственно на автомобиле следует отключать батарею от бортовой сети. Если же это невозможно, необходимо в процессе бездействия подзаряжать батарею с периодичностью, определяемой на основании данных о потреблении энергии включенной сигнализацией. За время бездействия АКБ не должна разряжаться более, чем на 30%.

Сливать электролит из залитых батарей на время бездействия нельзя — иначе они не будут работать при заливке электролита после хранения.

Полюсные выводы АКБ на время хранения необходимо смазать нейтральной консистентной смазкой для защиты от окисления их поверхностей.

Прежде всего наконечник штатного «массового» (минусового) провода отсоединяют от полюсного вывода разряженной АКБ. Одним проводом для «прикуривания» соединяют отрицательный вывод заряженной АКБ и двигатель автомобиля с разряженной батареей. Другим проводом соединяют положительные выводы обеих АКБ . В этой ситуации снятый с разряженной батареи провод не позволит ей заряжаться от исправной батареи во время пуска двигателя, поскольку из-за большого тока это может подвергнуть последнюю глубокому разряду. Когда все необходимые провода подсоединены, можно пускать двигатель автомобиля с разряженной АКБ.

Некоторые автолюбители пытаются избежать разряда заряженной батареи, «прикуривая» при работающем двигателе автомобиля с заряженной АКБ. Этого делать не следует. Заряженная АКБ при работе двигателя заряжается от генератора и имеет напряжение, близкое к настроечной величине регулятора напряжения. В момент «прикуривания» напряжение на полюсах заряженной АКБ значительно снизится. Величина этого снижения зависит от величины тока, потребляемого стартером, и от продолжительности прокручивания вала двигателя до его пуска. Пониженное напряжение на заряженной АКБ при работающем двигателе вызовет увеличение зарядного тока, что с высокой вероятностью может привести к перегрузке генератора и перегоранию предохранителя в цепи заряда. Чтобы этого не произошло, целесообразно перед «прикуриванием» дать поработать двигателю автомобиля с исправной АКБ на средних оборотах 5- 1 0 минут. Это его прогреет, облегчит пуск после «прикуривания», а также подзарядит, а зимой — еще и подогреет заряженную АКБ. После этого следует заглушить двигатель, снять «массовый» провод с полюса разряженной батареи и провести «прикуривание» как указано выше.

Запущенный в работу двигатель автомобиля с разряженной АКБ после присоединения к ее выводу ранее отсоединенного провода должен работать на оборотах не ниже средних. Это связано с тем, что заряд глубоко разряженной АКБ в первое время работы двигателя будет происходить при больших токах, вырабатываемых генератором, для привода которого требуется определенная мощность. При малых оборотах двигателя ее может оказаться недостаточно и он заглохнет. То же самое произойдет, если генератор неисправен. В последнем случае «прикуривание» не решит проблемы: вместо поездки придется заняться ремонтом генератора и зарядом аккумуляторной батареи от стационарного устройства.

Источник: журнал «Секреты выбора и применения. Автомобильные аккумуляторы».

Ремонт, заряд, контроль и хранение автомобильных аккумуляторов и аккумуляторных батарей

Ремонт и восстановление АКБ

Конструкция АКБ не предусматривает их ремонта в процессе эксплуатации в части замены блоков пластин в аккумуляторах, крышки или корпуса. Этого не делают даже на заводах-изготовителях. Если в новой АКБ обнаружен дефект, ее утилизируют.

Другое дело, если у АКБ незначительное повреждение пластмассовых корпуса или крышки, приведшее к течи электролита. Повреждения, не затронувшие целостность пластин и сепараторов в ячейках, поддаются ремонту с помощью тепловой сварки: поверхность места повреждения и фрагмент из аналогичной пластмассы одновременно нагревают до размягчения и плотно прижимают на 2-3 минуты. Затем, с помощью нагретого паяльника и специального пластмассового припоя обрабатывают края наложенного фрагмента. Трещины на корпусе и крышке можно заделать без наложения фрагмента, а только разогретым припоем. Если АКБ с поврежденным корпусом хранилась без электролита в поврежденной ячейке более недели, то после ремонта (и заливки электролита в ремонтную ячейку) такую АКБ необходимо подвергнуть двухкратному заряду-разряду для восстановления работоспособности ремонтной ячейки.

Чаще всего повреждения корпуса происходят, если АКБ не закреплена на установочной площадке, острые борта которой повреждают корпус по основанию (днищу). Иногда на крутых поворотах незакрепленную батарею повреждает вентилятор двигателя. Поэтому одно из условий для обеспечения ее нормальной работы — обязательное закрепление на рабочей площадке.

Заряд свинцовых аккумуляторных батарей необходимо производить от источника постоянного (выпрямленного) тока. Можно использовать любые выпрямители, допускающие регулировку зарядного тока или напряжения. При этом зарядное устройство, предназначенное для заряда одной 12-вольтовой батареи, должно обеспечить возможность увеличения зарядного напряжения до 16,0-16,5 В, поскольку иначе не удастся зарядить современную необслуживаемую батарею полностью (до 100% ее фактической емкости).

Положительный провод (клемму) зарядного устройства соединяют с положительным выводом батареи, отрицательный — с отрицательным.

В практике эксплуатации пользуются, как правило, одним из двух методов заряда батареи: заряд при постоянстве тока или заряд при постоянстве напряжения . Оба эти метода равноценны с точки зрения их влияния на долговечность батареи. При выборе зарядного устройства следует руководствоваться информацией, приведенной ниже.

Заряд при постоянстве тока

Заряд батареи производится при постоянной величине зарядного тока, равной 0,1 С20(0,1 от номинальной емкости при 20-часовом режиме разряда). Это значит, что для батареи емкостью 60 А·ч ток заряда должен быть равен 6 А. Для поддержания постоянства тока в течение всего процесса заряда необходимо регулирующее устройство.

Недостаток такого способа — необходимость постоянного (каждые 1-2 часа) контроля и регулирования зарядного тока, а также обильное газовыделение в конце заряда.

Для снижения газовыделения и повышения степени заряженности батареи целесообразно ступенчатое снижение силы тока по мере увеличения зарядного напряжения. Когда напряжение достигнет 14,4 В, зарядный ток уменьшают в два раза (3 Ампера для батареи емкостью 60 А·ч) и при таком токе продолжают заряд до начала газовыделения. При заряде батарей последнего поколения, которые не имеют отверстий для доливки воды, целесообразно при увеличении зарядного напряжения до 15 В еще раз уменьшить ток в два раза (1,5 А для батарей емкостью 60 А·ч).

Батарея считается полностью заряженной, когда ток и напряжение при заряде сохраняются без изменения в течение 1-2 часов. Для современных необслуживаемых батарей такое состояние наступает при напряжении 16,3-16,4 В в зависимости от состава сплавов решеток и чистоты электролита.

Заряд при постоянстве напряжения

При заряде этим методом степень заряженности АКБ по окончании заряда напрямую зависит от величины зарядного напряжения, которое обеспечивает зарядное устройство. Так, например, за 24 часа непрерывного заряда при напряжении 14,4 В 12-вольтовая батарея зарядится на 75-85%, при напряжении 15 В — на 85-90%, а при напряжении 16 В — на 95-97%. Полностью зарядить батарею в течение 20-24 часов можно при напряжении зарядного устройства 16,3-16,4 В.

В первый момент включения тока его величина может достигать 40-50 А и более, в зависимости от внутреннего сопротивления (емкости) батареи. Поэтому зарядное устройство снабжают схемными решениями, ограничивающими максимальный ток заряда до 20-25 А.

По мере заряда напряжение на выводах батареи постепенно приближается к напряжению зарядного устройства, а величина зарядного тока, соответственно, снижается и приближается к нулю в конце заряда (если величина зарядного напряжения выпрямителя ниже напряжения начала газовыделения). Это позволяет производить заряд без участия человека в полностью автоматическом режиме. бычно критерием окончания заряда в подобных устройствах является достижение напряжения на выводах батареи при ее заряде, равного 14,4±0,1 В. При этом, как правило, загорается зеленый сигнал, служащий индикатором достижения заданного конечного напряжения, то есть окончания заряда. Однако, для удовлетворительного (на 90-95%) заряда современных необслуживаемых батарей с помощью выпускаемых промышленностью зарядных устройств, имеющих максимальное зарядное напряжение 14,4-14,5 В, потребуется более суток.

Заряд батареи на автомобиле

При эксплуатации батареи на автомобиле ее заряд происходит при постоянном напряжении. Производители автомобилей по согласованию с разработчиками батарей устанавливают уровень зарядного напряжения 14,1±0,2 В, что ниже напряжения интенсивного газовыделения. С понижением температуры эффективность заряда при постоянном напряжении уменьшается из-за роста внутреннего сопротивления батареи. Поэтому АКБ на автомобиле не всегда восстанавливает свою емкость после разряда полностью. Обычно степень заряженности батареи зимой составляет 70-75%, если напряжение на клеммах батареи равно 13,9-14,3 В при работающем двигателе и включенном дальнем свете. Поэтому в тяжелых условиях зимы (при низких температурах, частых и длительных пусках холодного двигателя и коротких пробегах) целесообразно периодически (желательно не реже одного раза в месяц) производить заряд АКБ от стационарного зарядного устройства и при положительной температуре.

Проверка НРЦ и плотности электролита

Для того, чтобы замедлить старение АКБ, необходимо выполнять несколько основных требований по контролю за состоянием батареи и электрооборудования автомобиля. Проверка напряжения разомкнутой цепи (НРЦ) проводится через 6-8 часов после выключения двигателя (или зарядного тока при заряде от внешнего зарядного устройства). Напряжение на клеммах батареи измеряется с помощью вольтметра. Значение НРЦ в зависимости от степени заряженности батареи приведено в табл. 1. Степень заряженности также однозначно связана и с плотностью электролита АКБ (рис. 4).

Ассылка: Ремонт, заряд, контроль и хранение аккумулятора

1.1. Ремонт и восстановление аккумулятора

Конструкция предусматривает не АКБ их ремонта в процессе эксплуатации в части блоков замены пластин в аккумуляторах, крышки или Этого. корпуса не делают даже на заводах-изготовителях. новой в Если АКБ обнаружен дефект, её утилизируют.

дело Другое, если у АКБ незначительное повреждение корпуса пластмассовых или крышки, приведшее к течи Повреждения. электролита, не затронувшие целостность пластин и сепараторов в поддаются, ячейках ремонту с помощью тепловой сварки: места поверхность повреждения и фрагмент из аналогичной пластмассы нагревают одновременно до размягчения и плотно прижимают на 2-3 минуты. помощью, с Затем нагретого паяльника и специального пластмассового обрабатывают припоя края наложенного фрагмента. Трещины на крышке и корпусе можно заделать без наложения только, а фрагмента разогретым припоем. Если АКБ с корпусом поврежденным хранилась без электролита в поврежденной более ячейке недели, то после ремонта (и заливки ремонтную в электролита ячейку) такую АКБ необходимо двухкратному подвергнуть заряду-разряду для восстановления ремонтной работоспособности ячейки.

Чаще всего повреждения происходят корпуса, если АКБ не закреплена на установочной острые, площадке борта которой повреждают корпус по днищу (основанию). Иногда на крутых поворотах незакрепленную повреждает батарею вентилятор двигателя. Поэтому одно из для условий обеспечения ее нормальной работы — обязательное рабочей на закрепление площадке.

Положительный клемму (провод) зарядного устройства соединяют с положительным батареи выводом, отрицательный — с отрицательным.

В практике эксплуатации как, пользуются правило, одним из двух методов батареи заряда: заряд при постоянстве тока заряд или при постоянстве напряжения. Оба метода эти равноценны с точки зрения их влияния на батареи долговечность. При выборе зарядного устройства руководствоваться следует информацией, приведенной ниже.

Недостаток способа такого — необходимость постоянного (каждые 1-2 часа) регулирования и контроля зарядного тока, а также обильное конце в газовыделение заряда. Для снижения газовыделения и степени повышения заряженности батареи целесообразно ступенчатое силы снижение тока по мере увеличения зарядного Когда. напряжения напряжение достигнет 14, 4 В, зарядный ток два в уменьшают раза (3 Ампера для батареи при 60 А/ч) и емкостью таком токе продолжают заряд до газовыделения начала. При заряде батарей последнего которые, поколения не имеют отверстий для доливки целесообразно, воды при увеличении зарядного напряжения до 15 В раз еще уменьшить ток в два раза (1, 5 А батарей для емкостью 60 А/ч).

Батарея считается полностью когда, заряженной ток и напряжение при заряде без сохраняются изменения в течение 1-2 часов. Для необслуживаемых современных батарей такое состояние наступает напряжении при 16, 3-16, 4 В в зависимости от состава сплавов решеток и электролита чистоты (при его нормальном уровне).

В первый момент тока включения его величина может достигать 40-50 А и зависимости, в более от внутреннего сопротивления (емкости) и глубины батареи разряда. Поэтому зарядное устройство снабжают решениями схемными, ограничивающими максимальный ток заряда.

По заряда мере напряжение на выводах батареи постепенно напряжению к приближается зарядного устройства, а величина зарядного соответственно, тока, снижается и приближается к нулю в конце если (заряда величина зарядного напряжения выпрямителя напряжения ниже начала газовыделения). Это позволяет заряд производить без участия человека в полностью режиме автоматическом. Ошибочно критерием окончания заряда в устройствах подобных считают достижение напряжения на выводах при батареи ее заряде, равного 14, 4+0, 1 В. При этом, правило как, загорается зеленый сигнал, служащий достижения индикатором заданного конечного напряжения, то есть заряда окончания. Однако, для удовлетворительного (на 90-95%) современных заряда необслуживаемых АКБ с помощью подобных устройств зарядных, имеющих максимальное зарядное напряжение 14, 4-14, 5 В, около потребуется суток.

1.3. Проверка НРЦ и плотности Для

безотказной При эксплуатации необслуживаемой батареи, которая не пробок имеет, достаточно один раз в 3-4 месяца НРЦ ее проверять с целью определения состояния заряженности в табл с соответствии. 1. Если же возникают трудности с пуском необходимо, двигателя проверить исправность электрооборудования (см. главы 4.4 и 4.5). У заряженной полностью батареи плотность электролита составляет 1, 28±0, 01 г/Линейно. см3 снижаясь, по мере разряда АКБ, составляет она 1, 20±0, 01 г/см3 у батарей, степень заряженности снизилась которых до

50%. У полностью разряженной батареи электролита плотность составляет 1, 10±0, 01 г/см3.

Табл.1 Зависимость разомкнутой напряжения цепи (НРЦ) аккумулятора при температурах различных электролита

Если значение плотности во аккумуляторах всех ("банках") одинаково (с разбросом ±0, 01 г/см3), говорит это об отсутствии внутренних замыканий. При внутреннего наличии короткого замыкания плотность электролита в аккумуляторе дефектном будет значительно ниже, чем в ячейках остальных.

Для измерения плотности ареометры применяют со сменными денсиметрами для измерения различных плотности жидкостей, например, антифриза с плотностью от 1, 0 до 1, 1 г/или см3 электролита с плотностью от 1, 1 до 1, 3 г/см3.

Универсальный показан ареометр на рис.5. При измерении поплавок не касаться должен стенок цилиндрической части стеклянной Одновременно. трубки необходимо замерить температуру электролита. измерения Результат плотности приводят к +25°С. Для этого к денсиметра показаниям надо прибавить или отнять полученную, поправку с помощью табл. 2 (в соответствии со знаком значения указанного поправки).

Если при измерении что, окажется НРЦ ниже 12, 6 В, а плотность электролита см3 1, 24 г/ниже, батарею необходимо подзарядить и проверить напряжение зарядное на ее клеммах при работающем двигателе.

1.4. Проверка напряжения на батарее работающем при двигателе

Перед проверкой надо что, убедиться батарея заряжена до напряжения разомкнутой НРЦ (цепи) не ниже 12, 6 В или что плотность ниже не электролита 1, 26 г/см3 при нормальном его Если. уровне АКБ недозаряжена, ее следует зарядить с внешнего помощью зарядного устройства. Уровень электролита довести надо до нормы, доливая дистиллированную воду.

того После, как батарея приведена в нормальное надо, состояние запустить двигатель и установить его уровне на обороты 1500-2000 мин1. Затем включить необходимо дальний свет и измерить с помощью напряжение вольтметра на клеммах батареи.

Если напряжение пределах в находится 13, 9-14, 3 В, значит система работает в режиме, может который обеспечить заряд АКБ.

Отклонение в сторону меньшую может стать причиной недозаряда, а в сторону большую — перезаряда. Хотя следует учитывать, свои что поправки может внести интенсивность автомобиля эксплуатации. Последствия длительной эксплуатации с такими описаны отклонениями в предыдущих разделах.

Нередко недозаряд бывает батареи следствием ослабления натяжения ремня генератора привода

1.5. Проверка наличия утечек в системе Для

соединенную, Клемму с массой автомобиля (и в отечественных, и в импортных отрицательная — автомобилях), отсоединяют от полюсного вывода батареи и в цепи разрыв включают амперметр. При этом потребители все автомобиля, в том числе сигнализация, быть должны выключены.

При исправном электрооборудовании, в особенностей от зависимости электрооборудования конкретных автомобилей, показание будет не амперметра превышать 10 мА. Такие утечки не оказывают влияния вредного при бездействии автомобиля в течение 1-3 При. месяцев включенной сигнализации потребление тока вырасти может до 20-30 мА. Это значит, что время автомобиля бездействия не должно превышать в таком состоянии 3-х летнее в недель время и 10-и дней зимой. Иначе разрядится батарея от сигнализации настолько, что не сможет холодный запустить двигатель.

Если ток утечки необходимо 30 мА, больше найти и устранить причину.

Для батареи защиты от утечек тока при длительном автомобиля бездействии рекомендуется отключать на это время бортовой клеммы сети от полюсных выводов аккумуляторной есть, то батареи снимать один из наконечников с полюсного батареи вывода.

1.6. Если батарея не запустила двигатель.

двигателя Запуск необходимо производить кратковременными попытками по 5-10 паузами с секунд между ними не менее одной Если. минуты после 3-х попыток подряд двигатель не признаков "проявляет жизни", хотя стартер "крутит" как его обычно, необходимо прекратить бессмысленные поискать и попытки причину, из-за которой двигатель не работает. найдя Только и устранив неисправность, следует возобновить пуска попытки, иначе батарея разрядится.

Если же плохо стартер, очень медленно, "с натугой" проворачивает это, двигатель говорит о потере работоспособности батареи. делом Первым надо проверить плотность электролита в аккумуляторе каждом, а если нет пробок — напряжение цепи разомкнутой (НРЦ) батареи. Проверку НРЦ проводить следует через 15-20 минут после попытки Если. пуска НРЦ ниже 12, 5 В, значит батарея необходимо и ее разряжена зарядить. Плотность электролита у разряженной будет батареи примерно одинаковой во всех аккумуляторах. зарядом с Одновременно АКБ необходимо устранить причину ее разряда глубокого. Если же в одном из аккумуляторов плотность значительно электролита (более чем на 0, 1 г/см3) ниже, остальных в чем, это говорит о возможном внутреннем замыкании коротком (КЗ). В этом случае, если батарея исчерпала не еще гарантийный срок, следует обратиться в центр сервисный или к продавцу (см. гарантийный талон).

что, Бывает, при попытке зарядить батарею, ее видит владелец отсутствие тока на зарядном устройстве. этом При НРЦ батареи не превышает 10В. тем с Вместе плотность электролита близка к нормальной и одинакова практически (±0, 01 г/см3) во всех аккумуляторах. Как это, правило говорит о наличии обрыва цепи банками "между" (соседними аккумуляторами) или в полюсном Как.

1.7. выводе правильно хранить АКБ

При хранении батарей сухозаряженных пробки должны быть плотно все, а завернуты герметизирующие выступы или специальные должны не заглушки иметь повреждений — тогда влага не внутрь попадет АКБ и после заливки электролита и она пропитки быстрее зарядится до нормального рабочего При.

состояния хранении батарей необходимо руководствоваться производителя рекомендациями. Обычно рекомендуют хранить АКБ в положении вертикальном выводами вверх на поддонах в заводской или упаковке на специальных стеллажах.

При хранении АКБ залитых могут быть две ситуации:

1. новых Хранение батарей перед вводом в эксплуатацию;

2. связи в Хранение с временным перерывом в процессе эксплуатации.

В случаях обоих перед началом хранения необходимо состояние определить заряженности батареи, измерив плотность аккумуляторах в электролита. Если пробки не предусмотрены конструкцией, измерить следует НРЦ батареи. В случае, если электролита плотность ниже 1, 26 г/см3 или НРЦ батарею 12, 6 В, ниже следует зарядить согласно инструкции по АКБ. В эксплуатации с пробками при заряде уровень и электролита плотность надо довести до значений, указанных в менее (но не инструкции 15-20 мм над блоком пластин).

Полностью необслуживаемые заряженные батареи можно хранить до одного При. года этом, в зависимости от их исполнения (сплав чистота, решеток электролита, вид сепараторов) и степени также, а износа температуры окружающей среды, саморазряд года после хранения может составить 25-60%. саморазряд Минимальный характерен для батарей с токоотводами из кальциевых-свинцово сплавов при температуре в хранилище не Средний 0°С. выше саморазряд при реальных условиях неотапливаемом в хранения помещении составляет 25-50% за год в исполнения от зависимости батареи.

Саморазряд батарей увеличивается по эксплуатации их мере. Поэтому, при хранении АКБ, более работавших 1, 5-2 лет, необходимо не реже одного три в раза месяца проверять плотность электролита НРЦ или. При снижении их ниже допустимых указанных, значений ранее, заряжать хранящиеся батареи. позволит Это исключить глубокий разряд и образование батарее в льда, так как у сильно разряженных электролит батарей низкой плотности может замерзнуть.

хранении При АКБ в связи с временным перерывом в эксплуатации процессе непосредственно на автомобиле следует отключать бортовой от батарею сети. Если же это невозможно, процессе в необходимо бездействия подзаряжать батарею с периодичностью, основании на определяемой данных о потреблении энергии включенной время. За сигнализацией бездействия АКБ не должна разряжаться чем, более на 30%.

Сливать электролит из залитых время на батарей бездействия нельзя — иначе они не работать будут при заливке электролита после Полюсные.

хранения выводы АКБ на время хранения смазать необходимо нейтральной консистентной смазкой для окисления от защиты их поверхностей.

концах всего наконечник штатного «массового» (провода) минусового отсоединяют от полюсного вывода разряженной Одним. АКБ проводом для «прикуривания» соединяют вывод отрицательный заряженной АКБ и двигатель автомобиля с батареей разряженной. Другим проводом соединяют положительные обеих выводы АКБ . В этой ситуации снятый с батареи разряженной провод не позволит ей заряжаться от исправной время во батареи пуска двигателя, поскольку из-за большого это тока может подвергнуть последнюю глубокому Когда. разряду все необходимые провода подсоединены, пускать можно двигатель автомобиля с разряженной АКБ.

автолюбители Некоторые пытаются избежать разряда заряженной прикуривая, «батареи» при работающем двигателе автомобиля с АКБ заряженной. Этого делать не следует. Заряженная при АКБ работе двигателя заряжается от генератора и напряжение имеет, близкое к настроечной величине регулятора момент. В напряжения «прикуривания» напряжение на полюсах заряженной значительно АКБ снизится. Величина этого снижения величины от зависит тока, потребляемого стартером, и от продолжительности вала прокручивания двигателя до его пуска. Пониженное заряженной на напряжение АКБ при работающем двигателе увеличение вызовет зарядного тока, что с высокой может вероятностью привести к перегрузке генератора и перегоранию цепи в предохранителя заряда. Чтобы этого не произошло, перед целесообразно «прикуриванием» дать поработать двигателю исправной с автомобиля АКБ на средних оборотах 5- 1 0 минут. его Это прогреет, облегчит пуск после «также», а прикуривания подзарядит, а зимой — еще и подогреет АКБ заряженную. После этого следует заглушить снять, двигатель «массовый» провод с полюса разряженной провести и батареи «прикуривание» как указано выше.

работу в Запущенный двигатель автомобиля с разряженной АКБ присоединения после к ее выводу ранее отсоединенного провода работать должен на оборотах не ниже средних. Это тем с связано, что заряд глубоко разряженной первое в АКБ время работы двигателя будет при происходить больших токах, вырабатываемых генератором, привода для которого требуется определенная мощность. малых При оборотах двигателя ее может оказаться заглохнет и он недостаточно. То же самое произойдет, если генератор последнем. В неисправен случае «прикуривание» не решит проблемы: поездки вместо придется заняться ремонтом генератора и аккумуляторной зарядом батареи от стационарного устройства.

По материалам Секреты «журнала выбора и применения. Автомобильные аккумуляторы».