Автостоянка. Можно ли довериться?

krassawa › Блог › Кто ответит, если ваш автомобиль повредили на стоянке

Стоит ли доверять парковщикам свой автомобиль и кто по закону должен отвечать, если припаркованную машину поцарапали или ограбили.

Хулиганы могут повредить кузов, воры — разбить стекло и вытащить технику, а коллеги-водители — случайно зацепить машину и скрыться с места ДТП. Знакомые обычно после этого спрашивают владельца, почему он пожалел денег на платную стоянку или не попросил последить за машиной парковщика.

Парковка — не стоянка

Многие водители, когда паркуются в центре и платят деньги парковщику, уверены в том, что он отвечает за сохранность автомобиля или хотя бы присматривает за ним (в том случае, если машину поцарапают, сообщит приметы хулиганов или номер автомобиля, зацепившего ваше авто). На практике ни один закон делать это парковщиков не обязывает. Соответственно, и претензии к ним предъявлять не имеет какого-либо смысла.

Более того, парковщики не имеют права оказывать услуги по охране автомобиля, так как у них на это нет лицензии. Суть услуги под названием «парковка» заключается только в том, что человек в форменной одежде машет руками, указывая место, где лучше стать.

Правда, вы обязаны воспользоваться услугами парковщика (если никто из прохожих не захотел оказать такую помощь бесплатно) в случае, описанном в п. 10.6. ПДД: если автомобиль из-за своих габаритов или других причин не может выполнить маневр без нарушения правил. А также в том случае, если при движении задним ходом есть риск создать препятствие другим участникам дорожного движения или совершить ДТП (п. 10.9. ПДД).

В теории, если парковщик вызвался оказать такую услугу, но ДТП все равно произошло из-за его неверных советов, с организации, которую он представляет, можно взыскать компенсацию. Но без свидетелей вы ничего не докажете.

«Елочка» у дороги

Практически во всех крупных городах есть так называемые «ночные парковки». Они представляют собой кусок дороги, отмеченный знаком «парковка».

Автомобили ставят елочкой, а между ними ходят сторожа, которые собирают по 5-10 грн за ночь — якобы за эти деньги они следят за автомобилями. В большинстве случаев они просто спят в одном из припаркованных автомобилей.

В такой услуге есть два скользких момента.

Во-первых, никаких письменных договоров между водителями и «сторожами» нет, соответственно, в случае повреждений авто возмещения ждать не стоит.

Во-вторых, наивно предполагать, что сторожа запоминают лица владельцев и смогут отличить их от злоумышленников, которые собираются угонять автомобили. Более того, часто машины на таких «парковках» стоят таким образом, что мешают движению транспортных средств по дороге, фактически повышая риск того, что уставший ночной драйвер, проезжающий мимо, ненароком въедет в такую елочку — такое бывает нередко.

Так что пользоваться такой парковкой практического смысла нет. В Киевсовете, в свою очередь, говорят: 80% таких парковок являются нелегальными.

Другое дело зимой — за 10 грн «сторож» предоставляет расчищенное от снега место, решая таким образом проблему с выездом утром. И даже подтолкнет при пробуксовке.

Стоянка в гаражном кооперативе

На первый взгляд, автомобиль лучше всего защищен, если у владельца есть кооперативный гараж. Но и тут в случае угона получить компенсацию непросто.

Дело в том, что большинство кооперативов сооружались самовольно и подлежат сносу. Соответственно, сторожа там работают нелегально, и жаловаться некому.

Более того, в любой момент на это место могут прийти законные собственники земли (например, если Киевсовет отведет ее под застройку жилого квартала, как это было уже не раз) и внезапно начать демонтаж гаражей. В Киеве известно множество случаев, когда застройщики самостоятельно убирали автомобили со своей новой территории вместе с гаражами, не особо беспокоясь о том, чтобы не повредить кузов.

Не переживать можно лишь в том случае, если кооператив имеет договор аренды земли, на которой находятся гаражи, а также надлежащим образом оформлен землеотвод под застройку этой территории. В этом случае степень ответственности председателя гаражного кооператива, уровень охраны и, соответственно, стоимость услуги, определяют сами члены кооператива на ежегодном собрании. Естественно, чем больше ответственности на кооперативе, тем выше будет членский взнос с каждого владельца гаража.

Например, в гараже, где участники решили не отвечать за машины друг друга, цена услуги составляет 800 грн в год, а там, где ответственность полная, — около 4 тыс. грн.

В любом случае желательно перестраховаться и договориться со своими соседями о том, чтобы оборудовать территорию стоянки видеонаблюдением и шлагбаумом.

В каких случаях можно предъявить претензии к стоянке .Отношения между автовладельцем и хозяином стоянки должны быть оформлены с помощью соответствующего договора хранения, в котором прописывается ответственность стоянки в случае повреждения автомобиля либо его угона.

Согласно с ст. 977 Гражданского кодекса, принятие авто на хранение подтверждается квитанцией (номером, жетоном) — их нужно обязательно взять. И только в этом случае к владельцам паркинга можно будет предъявить какие-либо претензии в случае проблем.

Есть еще один нюанс: нужно доказать то, что дефекты на автомобиле появились именно во время его нахождения на стоянке, а не до этого или после того, как водитель выехал на машине за территорию. Для этого перед тем, как сдать автомобиль на хранение, нужно оформить с представителем стоянки акт приема-передачи, в котором стороны описывают состояние автомобиля (в том числе и каждую царапину и/или скол).

Такой же акт оформляется и в тот момент, когда вы забираете автомобиль. Иначе что-либо доказать будет невозможно. Отметим, что у стоянки практически всегда остается лазейка — автомобиль обычно отдают на хранение грязным и в темное время суток, эту информацию охранник и пишет в документах, а затем на суде говорит, что выяснить время появления дефекта невозможно. Поэтому лучше перед тем, как оставить машину, помыть ее.Если вы обнаружили дефекты на автомобиле перед тем, как сесть за руль, нужно сразу вызывать милицию и сообщить об этом в страховую компанию, которая может пожелать выслать своего аварийного комиссара. В противном случае будет сложно доказать их появление именно во время нахождения автомобиля на стоянке.

Отметим, что по правилам хранения транспортных средств на автостоянках, утвержденным Кабмином, предусмотрено требование вести на каждой стоянке журналы учета транспортных средств долгосрочного и временного хранения, учета ежедневного и одноразового заезда и выезда авто, а также учета авто с повреждениями и некомплектных.

При этом п. 12 Правил запрещено принимать на хранение автомобили с аварийными повреждениями без указания об этом в последнем из названных журналов. Этими же правилами предусмотрена выдача квитанций за хранение автомобиля.

Автостоянка в законе

Парковка машины в сутки в Красноярске сейчас стоит 40-50 рублей. В конце июля владельцы автостоянок значительно подняли цены. Заместитель начальника антимонопольного управления края Олег Харченко объясняет это двумя причинами: во-первых, растет арендная плата за землю. А во-вторых, есть спрос на услуги – почему бы не поднять цену. Действительно, автостоянками пользуется едва ли не каждый третий владелец машины. Вот только их работники, беря немалые деньги, практически ни за что не отвечают.

Требуйте договор

В Правилах оказания услуг, которые для них должны быть законом, как раз все наоборот: сплошные обязательства. Но! Требовать их выполнения можно только, если соблюдено одно ОЧЕНЬ существенное условие. Если заключен договор между хозяином машины и владельцем стоянки, в котором оговариваются права и обязанности сторон, порядок оказания услуги. И что самое примечательное – цена машины! Чтоб в случае угона можно было требовать возврата стоимости авто. Однако этот письменный договор становится камнем преткновения. Те же Правила обязывают владельцев стоянок заключать его с каждым, кто ставит машину на длительное хранение. Но это условие не выполняется почти нигде!

Парковщики приводят доводы: мол, автомобиль ставится на прикол всего на ночь, а значит, они имеют право работать без договоров. В Правилах действительно оговаривается, что при кратковременной парковке (на срок не более суток) достаточно сохранной расписки или кассового чека. Но владельцы стоянок толкуют пункт буквально: раз машина ставится на прикол всего на ночь, они имеют право работать без договоров. Термин «кратковременная парковка» подходит только для «случайных» машин, хозяева которых оставили их на этой стоянке один раз. Ну, в гости приехали и заночевали, автомобиль сломался и т.д., и т.п. Большинство же водителей — постоянные клиенты: паркуют авто изо дня в день, а то и из года в год. А значит, это долгосрочное хранение. Так, что не попадайтесь на уловку!

Не дай бог, конечно, но вдруг придется судиться со стоянкой. Пострадавший не сможет даже привести в суд свидетеля, поскольку по гражданскому кодексу опять же требуется договор в письменной форме. Так что надо быть настойчивым. Потраченные на заключение договора нервы и время могут сэкономить в дальнейшем ваши деньги и те же нервы. Вот как примерно должен выглядеть договор ответственного хранения транспортного средства:

И осмотр машины

Подавляющее большинство автостоянок выдает своим клиентам кассовый чек, на обратной стороне которого пишется лишь госномер машины. В случае спорной ситуации он не поможет, так как в нем не оговариваются обязательства стоянки.

Трудно так же доказать, что трещинка на лобовом стекле или вмятина на крыле появились уже после того, как вы поставили машину (целую и невредимую) на стоянку. Охранник будет заявлять, что такая и заехала. Поэтому, ставя машину на стоянку, необходимо, чтобы ее там осмотрели и составили акт, в котором будет отражено ее истинное техническое состояние и комплектация. Автомобиль оснащен чем-то, не входящим в стандартную комплектацию: магнитола, легкосплавные диски и т.д.? Это так же должно указываться в журнале. Или в акте. Редкий водитель на этом настаивает, потому что не знает, что это возможно. А «Правила», увы, не обязывают охранников стоянок делать такие осмотры. Только если их об этом попросит автовладелец.

Итак, за что отвечает стоянка

За все, что будет записано в договоре. Там, где их заключают, обычно предусматривают ответственность за: — сохранность машины в размере (указанной в договоре!) оценочной стоимости;

— повреждения: вмятины, царапины и т.д. Даже если охранники «сдают» вам того, кто это сделал, не вступайте в самостоятельные разборки. Возместить ущерб должна автостоянка. А потом уже пусть взыскивает его с виновника;

— за разукомплектование машины и хищение деталей, входящих в заводскую комплектацию.

За что не несет ответственности:

— за транспортные средства, хранящиеся на автостоянке без разрешения владельца автостоянки (без оформления договора, без выписки пропуска, квитанции;

— за поврежденные или разукомплектованные транспортные средства, выведенные со стоянки без составления акта;

— за сопутствующие предметы (включая теле-, радиоаппаратуру, холодильники) и вещи, оставленные в салоне, если они не включены в квитанцию или акт.

На видном месте

Уважающая себя и клиента стоянка на всеобщее обозрение в обязательном порядке представит полную информацию о предприятии: название автостоянки (иногда его просто нет), юридический адрес, если это организация; сведения о регистрации, если это индивидуальный предприниматель, режим работы и оказываемые услуги.

Кроме того, согласно правилам, на обозримых местах должны быть расположены следующие документы: перечень всех услуг автостоянки; правила оказания услуг автостоянок, также противопожарные, санитарные и др.; сведения о безопасности услуг, реквизиты нормативных документов, регулирующих данную услугу; цены на основные и дополнительные услуги; перечень льготников и льгот; образцы договоров, сохранных расписок и т.п.; адрес и телефон исполнителя, в том числе лица, принимающего претензии; адрес и телефон отдела защиты прав потребителей того района, где расположена автостоянка.

Машину помяли? Зовите ГАИ

Если, придя на стоянку, вы найдете машину помятой, не забирайте ее! Вызовите работников ГАИ, которые зафиксируют факт ДТП на месте хранения автомашины. После нужно обратиться к оценщикам, к примеру, в одно из автоэкспертных бюро города, которые составят акт, где укажут конкретную сумму, необходимую для восстановления машины.

Затем надо снять ксерокопии всех этих документов и отнести руководству автостоянки с предложением в досудебном порядке урегулировать ситуацию. Бывает, документы не берут, скрывая истинных хозяев стоянки. Если это случается, то можно выяснить в земельном департаменте, кто арендует участок земли, на котором расположена автостоянка, и послать по почте заказным письмом ксерокопии комплекта документов.

Если претензия будет проигнорирована, то дальнейший путь к адвокату или в общество защиты прав потребителей, где специалист подготовит исковое заявление и представит ваши интересы в суде. Но, повторюсь, вы избежите многих проблем, если каждый раз, заезжая на автостоянку, настоите на том, чтобы охранник осмотрел машину и сделал запись, что никаких дефектов у нее нет. Если исчезло что-то из комплектации, нужно подать письменное заявление в двух экземплярах дежурному по стоянке. Один с отметкой дежурного о получении остается у вас. Другой он должен передать владельцу стоянки. Отказывается? Дальнейшие ваши действия описаны чуть выше.

Советы бывалых

А вот какие рекомендации дал председатель Союза автовладельцев Сергей Поляков: — Надежную парковку видно сразу. Территория должна быть огорожена со всех четырех сторон. Если она захламлена, неблагоустроена, нет средств противопожарной защиты, не оборудована шлагбаумом — лучше поискать другую стоянку.

Заезжаете в первый раз — не стесняйтесь узнать, есть у стоянки договор с милицией или, как минимум, тревожная кнопка. И не экономьте! Как правило, там, где дешевле, — там и случаются всякие ЧП.

Куда жаловаться?

На плохую работу, на невыполнение ваших требований можно пожаловаться в администрацию района, в отдел архитектуры администрации. Именно они дают разрешение на аренду земли (ежегодно!). И если к парковке будет много претензий, могут расторгнуть договор или не продлить его в дальнейшем. При каждой районной администрации работает отдел по защите прав потребителей. Можно звонить туда. Так доверять стоянкам машины или нет? Наверное, да. Тем более что альтернативы (если вы не владелец гаража, конечно) им нет. Но надо быть настойчивым. Требовать, еще раз повторяю, письменного договора! Когда у владельца машины имеется документ, получить компенсацию будет проще. Вернее, даже не так. Хозяину автостоянки станет сложнее уходить от ответственности.

Готовя материал, я поинтересовался мнением знакомых, пользующихся услугами автостоянок, о ситуации в Красноярске.

— Ставлю на теплую стоянку в центре. Ответственности они не несут, только указывают пальцем на виновника. И такая ситуация везде. Знаю случай, что с общежития сбросили камень и разбили стекло у иномарки. Приезжала милиция. Но владельцу машины пришлось самому его покупать.

— Как-то водитель машины, сдававший задом, выставил фару у моей «Тойоты» . Сторожа утром сказали, кто это сделал. Пришлось мне самому разбираться. А иногда приезжаю поздно, когда стоянка почти заполнена. Берут машину с условием, что оставлю ключи: для того, чтобы можно было перегонять ее по стоянке.

— У знакомых украли машину со стоянки в Академгородке. Подошел утром человек, одетый, как хозяин, открыл ее и уехал. Деньги «выбили» только при помощи бандитов. А сам я никаких договоров не заключал. И документов мне не дают абсолютно никаких. Приехал – поставил. Ручкой помахал в будку – и домой. Конечно, есть у меня ощущение, что если с машиной что случится, то ничего со стоянки я не получу. Обидно, что платим немалые деньги за аренду 6 квадратных, продуваемых всеми ветрами, метров. И никаких гарантий.

— На посторонних стоянках, где меня не знают, дают всегда чек. А на своей — сунул деньги и пошел. Иногда новички пытаются суетиться, чек пробивать, но это быстро проходит. Их вразумляют старшие товарищи. Чтобы машину осматривали? Впервые об этом слышу!

А какой опыт общения с работниками автостоянок есть у вас? Напишите о нем в «Жалобную книгу».

Автостоянка. Можно ли довериться?

В последние годы, как известно, наметился небывалый рост автомобилизации общества. Особенно это касается крупных городов, где ограниченность пространства дворов и улиц приводит к серьезному транспортному коллапсу и проблеме хранения транспортного средства.

При этом приобрести или арендовать гараж для «железного коня» многим оказывается попросту не по карману. Для таких автолюбителей единственным выходом из сложившейся ситуации становиться автостоянка, на которой можно разместить свой автомобиль и быть уверенным в его безопасности. А так ли все просто на самом деле? И гарантирует ли собственник автостоянки безопасность транспортного средства?

По сути, загнав автомобиль на автостоянку, водитель передоверяет владельцу паркинга транспортное средство и все находящееся в нем имущество. Однако относительное спокойствие владельцу может подарить лишь платная автостоянка, где имеется охрана и системы видеонаблюдения.

Однако даже здесь можно легко попасть впросак, если достаточно подробно не изучить регламент работы платной автостоянки, который часто размещается в виде информационного щита или лоскута бумаги под стеклом на въезде. Нередко в нем малым шрифтом прописаны условия предоставления услуг, где вполне может присутствовать пункт о том, что за оставленные в салоне автомобиля ценные вещи администрация ответственности не несет.

Пытаясь разобраться в степени ответственности владельца, которому принадлежит платная автостоянка, следует вспомнить о нескольких правилах, коими регламентируется подобная деятельность. Так, передоверяемое движимое или недвижимое имущество оказывается непосредственно под ответственностью лица, кому оно было доверено, то есть, владельца.

Стало быть, в судебном порядке автомобилист вправе взыскать с администрации автостоянки материальный ущерб, нанесенный его автомобилю. При этом внутренние регламенты не являются законным средством отказать в подобной компенсации. Однако ситуация на деле обстоит гораздо более сложно.

Для сравнения, рассмотрим простой случай. Автовладелец, поставив на платную автостоянку транспортное средство, забыл в нем сумку, ноутбук, барсетку либо иной личный предмет. Вернувшись поутру к своему авто и не обнаружив его, он выдвигает обоснованные претензии к собственникам автостоянки.

Однако, перед тем, как потребовать компенсацию, ему необходимо обратиться в органы внутренних дел по факту кражи принадлежащего ему имущества. Прибывшие сотрудники полиции должны установить обстоятельства совершения кражи и, тем самым, доказать факт данного инцидента.

При этом владельцы автостоянки имеют полное право выплатить компенсацию лишь при точном установлении факта, чем может стать заведенное дело. При этом выплата будет произведена лишь в том случае, если дело уже закрыто и виновник происшествия не найден.

Анализируя статистику, становиться ясно, что в реальности установить личность преступника практически невозможно, и раскрываемость подобных краж находится на очень низком уровне. В то же время сами следственные действия могут занять длительное время, что, соответственно, максимально оттягивает срок востребования компенсации. Да и администрация автостоянки редко сдается без боя, что потребует обращения в суд.

По сути, то же самое касается и повреждений, которые могут быть причинены на автостоянке автомобилю. Конечно, если автомобиль застрахован по КАСКО, то проблем особых не возникает. А вот у рядовых водителей трудности могут быть весьма серьезные ввиду того, что найти реального виновника невозможно, а руководство платной автостоянки может вообще настаивать на том, что повреждения автомобиль получил до въезда на территорию.

По идее, доказать обратное могут записи с камер видеонаблюдения, однако предоставлять их владельцу или нет, администрация паркинга решает самостоятельно. При обращении в суд, по идее, владельцев автостоянки могут обязать к данной процедуре, но «парковщики» легко могут сослаться на неработоспособность систем. Доказать обратное, как правило, практически невозможно.

Таким образом, считать, что платная автостоянка – панацея от всех бед, не стоит. Ну а для того, чтобы хоть как-то обезопасить себя от произвола криминальных элементов и собственников автостоянки, стоит запомнить несколько простых правил.

Во-первых, автовладельцу необходимо тщательно изучить информационные материалы, размещенные на выбранной стоянке. Во-вторых, следует оставлять машину как можно ближе к освещенным местам или камерам видеоконтроля. Ну а в-третьих, оказавшись в спорной ситуации, активно давить на перспективу судебных разборов, привлечения СМИ и так далее. Не исключено, что собственники автостоянки постараются «замять» конфликт без обращения в суд, выплатив компенсацию.

Доживем ли мы до таких времен, когда сможем отправлять свой автомобиль парковаться на автопилоте, также как в этом видеоролике?

За что несет ответственность платная автостоянка?

Платные автостоянки прочно вошли в нашу жизнь. Большая часть автовладельцев давно позабросили гаражи в силу дальности кооперативов и пользуются охраняемыми стоянками. Что может быть проще: оставил машину, заплатил деньги, получил талон и спи спокойно. Оказывается, не так просто обстоит дело с платными стоянками. Прежде, чем оставить железного друга на попечение сторожей — ознакомьтесь, за что именно они несут ответственность.

Ставить — не ставить?

Зачастую вопрос «ставить или не ставить машину на стоянку?» не возникает. Ставить авто во дворе негде или не безопасно. А уж, если агрегат уникальный или дорогой — выбора не остается.

Возможно, в вашем районе рядом с домом находятся сразу несколько платных автостоянок. Какую выбрать? Не будете же при каждом посещении просить документы и подписывать договор. Достаточно оценить внешний вид парковки.

Уважающие себя владельцы не будут разбивать «шатер посреди поля». Если стоянка обнесена «сеткой рабица», а машины предлагают оставлять прямо в лужах грязи — подумайте, кому вы оставляете свою любимицу.

Если вам кажется, что все автостоянки — это отгороженный кусочек охраняемой территории, то все не так просто.

В России автостоянки представлены сразу нескольких видов (зависит от времени пребывания там автомобилей). Долгосрочное хранение аля гараж обеспечивают постоянные парковки для жителей своего района. Сезонные автостоянки возникают чаще всего стихийно в местах активного отдыха и закрываются с окончанием сезона. В местах массового скопления людей располагаются дневные стоянки. А для пребывания в темное время суток и спокойного сна автовладельцев представлены ночные стоянки. Именно такие в российских городах пользуются большой популярностью.

Современная парковка в обязательном порядке должна иметь твердое покрытие (асфальт или щебенку — в зависимости от места расположения). Обязательно обратите внимание на ограждение и место охранника: достаточно ли высоко расположена вышка, будет ли видна ваша машина с любой точки положения сторожа.

Вообще, главное действующее лицо на парковке — именно охранник. На цивилизованной стоянке вряд ли это будет дедуля бомжеватого вида. На хороших парковках приемщиками работают грамотные специалисты, способные различить все виды Toyota.

Оставляя автомобиль, проверьте правила хранения. Обычно они размещаются в печатном виде в будке приемщика.

За сохранность автомобиля администрация ответственность несет

Оставляя автомобиль на стоянке — убедитесь, что она имеет должную документацию и является охраняемой территорией. У любой официально существующей организации существуют фиксированные «Правила«, в которых отмечены основные пункты хранения автомобиля. В «Правилах» должны быть оговорены условия приема автомобилей, юридические адрес и название компании, реквизиты, время работы стоянки, перечень услуг, тарифы, координаты владельцев стоянки, перечень категорий льготников и другие обязательные документы.

Наряду с одноразовым помещением автомобиля на хранение, практически все стоянки готовы предоставить долговременное сотрудничество. Это гарантирует, что для вас всегда найдется место даже на переполненной парковке. Вы можете выбрать и «застолбить» наиболее удобное место, которое никто не займет.

  • Оставляя автомобиль на платной стоянке, убедитесь в наличии документов у владельцев стоянки
  • Внимательно оформляйте квитанции и договоры
  • Четко следуйте фиксированным «Правилам» хранения автомобилей
  • В случае нанесения порчи имуществу или угона автомобиля — обращайтесь в правоохранительные органы. Закон на вашей стороне!

Для долговременного сотрудничества не достаточно знать приемщика в лицо, нужно оформить письменный договор. В документы прописывается название и координаты фирмы, предоставляющей услугу, данные клиента, марка автомобиля, гос. знак, цена услуг, примерная стоимость автомобиля (по договоренности клиент-владелец стоянки), дата, подписи. Договор можно заключить с любым приемщиком, если он имеет право подписи. Клиенту выдается постоянный пропуск для въезда на стоянку. В случае досрочного расторжения договоренностей, владелец парковки обязан вернуть неизрасходованную часть оплаченной суммы.

Не зарекайся

И самое главное: если случилось ЧП и автомобиль угнали/помяли/сломали зеркало — кто несет ответственность? Читайте внимательно «Правила» именно вашей стоянки. Там должна быть прописана ответственность владельца парковки за оставленные на его территории автомобили.

Если случилась непредвиденная ситуация, а приемщики не готовы взять вину на себя — смело звоните по номерам владельцев парковки. Обычно они лично отвечают за сохранность вашего передвижного средства. И сломанное зеркало, скорее всего, оплатят из своего кармана, чтобы не связываться с бумажной волокитой.

А если случилась ситуация более непредвиденная и автомобиль угнали? Вызывайте на место наряд милиции — это уже уголовное дело. В лучшем случае, работой над угоном обязаны работать владельцы парковки, а вам сообщать информацию о ходе розыска. Нечистых на руку владельцев можно адресовать отделу по защите прав потребителей. Пока милиция будет искать угнанный автомобиль, правозащитники проверят законность деятельности парковки и привлекут в судебном порядке за нарушение правил договора

Но учитывайте, действовать нужно оперативно: милиция и правозащитники продуктивно работают «по свежим следам».

Как говорят опытные автовладельцы: сохранность автомобиля зависит от внимательности хозяина. Выиграть судебную тяжбу с администрацией стоянки можно, но долго. Чтобы не допустить волокиты, нужно предельно внимательно отнестись к заполнению документов. Правильно оформленная квитанция гарантирует ответственность владельцев парковки за ваш автомобиль. Это закреплено Письмом ГНС РФ № НИ-6-14/320 от 30.08.1994 «О формах документов строгой отчетности». Хранение автомобиля на стоянке регламентируется главой 47 ГК РФ.

Стоит ли доверять парковщикам и что нужно знать, оставляя авто на стоянке

Автомобиль в нашей стране — и средство передвижения, и роскошь. Оставить его без присмотра жалко, особенно, когда он новый. Хулиганы могут повредить кузов, воры — разбить стекло и вытащить технику (и одновременно опустошить бардачок), а коллеги-водители — случайно зацепить машину и скрыться с местаДТП. Знакомые обычно после этого спрашивают владельца, почему он пожалел денег на платную стоянку или не попросил последить за машиной парковщика. Мы выясняли, помогло бы это.

Многие водители, когда паркуются в центре и платят деньги парковщику, уверены в том, что он отвечает за сохранность автомобиля или хотя бы присматривает за ним (в том случае, если машину поцарапают, сообщит приметы хулиганов или номер автомобиля, зацепившего ваше авто). На практике ни один закон делать это парковщиков не обязывает. Соответственно, и претензии к ним предъявлять не имеет какого-либо смысла. Более того, парковщики не имеют права оказывать услуги по охране автомобиля, так как у них на это нет лицензии. Суть услуги под названием «парковка» (да, это не сбор, не налог, а именно услуга) заключается только в том, что человек в форменной одежде машет руками, указывая место, где лучше запарковаться. Правда, вы обязаны воспользоваться услугами парковщика (если никто из прохожих не захотел оказать такую помощь бесплатно) в случае, описанном в п. 10.6. ПДД: если автомобиль из-за своих габаритов или других причин не может выполнить маневр без нарушения Правил дорожного движения. А также в том случае, если при движении задним ходом есть риск создать препятствие другим участникам дорожного движения или совершить ДТП (п. 10.9. ПДД). В теории, если парковщик вызвался оказать такую услугу, но ДТП все равно произошло из-за его неверных советов, с организации, которую он представляет, можно взыскать компенсацию. Но нужны свидетели, ведь парковщик всегда может сказать, что его не слушали.

Практически во всех крупных городах есть так называемые «ночные парковки». Они представляют собой кусок дороги, отмеченный знаком «парковка». Автомобили ставят елочкой, а между ними ходят сторожа, которые собирают по 5—10 грн за ночь — якобы за эти деньги они следят за автомобилями. В большинстве случаев они просто спят в одном из припаркованных автомобилей.

В такой услуге есть два скользких момента. Во-первых, никаких письменных договоров между водителями и «сторожами» нет, соответственно, в случае повреждений автомобиля никакого возмещения ждать не стоит. Во-вторых, наивно предполагать, что сторожа запоминают лица владельцев и смогут отличить их от злоумышленников, которые собираются угонять автомобили. Более того, часто машины на таких «парковках» стоят таким образом, что мешают движению транспортных средств по дороге, фактически повышая риск того, что уставший ночной драйвер, проезжающий мимо, ненароком въедет в такую елочку — такие случае в Киеве бывали много раз. Так что пользоваться такой парковкой практического смысла нет. По словам председателя временной контрольной комиссии Киевсовета по вопросам контроля целевого использования средств «Киевтранспарксервиса» Юрия Дмитрука, 80% таких парковок являются нелегальными.

Другое дело зимой — за 10 грн «сторож» предоставляет расчищенное от снега место, решая таким образом проблему с выездом утром. И даже подтолкнет при пробуксовке.

Стоянка в гаражном кооперативе

На первый взгляд, автомобиль лучше всего защищен в том случае, если у владельца есть гараж в одном из многочисленных кооперативов. Но далеко не всегда в случае угона можно рассчитывать на какую-либо компенсацию. Дело в том, что большинство кооперативов сооружались самовольно и подлежат сносу. Соответственно, сторожа там работают нелегально, и жаловаться на что-то некому. Более того, в любой момент на это место могут прийти законные собственники земли (например, если Киевсовет отведет ее под застройку жилого квартала, как это было уже не раз) и внезапно начать демонтаж гаражей. В Киеве известно множество случаев, когда застройщики самостоятельно убирали автомобили со своей новой территории вместе с гаражами, не особо беспокоясь о том, чтобы не повредить кузов.

Не переживать можно лишь в том случае, если кооператив имеет договор аренды земли, на которой находятся гаражи, а также надлежащим образом оформлен землеотвод под застройку этой территории. В этом случае степень ответственности председателя гаражного кооператива, уровень охраны и, соответственно, стоимость услуги, определяют сами члены кооператива на ежегодном собрании. Естественно, чем больше ответственности на кооперативе, тем выше будет членский взнос с каждого владельца гаража. Например, в гараже, где участники решили не отвечать за машины друг друга, цена услуги составляет 800 грн в год, а там, где ответственность полная, — около 4 тыс. грн. В любом случае желательно договориться с соседями о том, чтобы оборудовать территорию видеонаблюдением и шлагбаумом.

В каких случаях можно предъявить претензии к стоянке

Отношения между владельцем и парковкой должны быть оформлены с помощью соответствующего договора хранения, в котором прописывается ответственность стоянки в случае повреждения автомобиля либо его угона.

Согласно с ст. 977 Гражданского кодекса, принятие авто на хранение подтверждается квитанцией (номером, жетоном) — их нужно обязательно взять при постановке авто. И только в этом случае к владельцам паркинга можно будет предъявить какие-либо претензии в случае проблем. Есть еще один нюанс: нужно доказать то, что дефекты на автомобиле появились именно во время его нахождения на стоянке, а не до этого или после того, как водитель выехал на машине за территорию. Для этого перед тем, как сдать автомобиль на хранение, нужно оформить с представителем стоянки акт приема-передачи, в котором стороны описывают состояние автомобиля (в том числе и каждую царапину и/или скол). Такой же акт оформляется и в тот момент, когда вы забираете автомобиль. Иначе что-либо доказать будет невозможно. Отметим, что у стоянки практически всегда остается лазейка — автомобиль обычно отдают на хранение грязным и в темное время суток, эту информацию охранник и пишет в документах, а затем на суде говорит, что выяснить время появления дефекта невозможно. Поэтому лучше перед тем, как оставить машину, помыть ее.

Если вы обнаружили дефекты на автомобиле перед тем, как сесть за руль, нужно сразу вызывать милицию и сообщить об этом в страховую компанию, которая может пожелать выслать своего аварийного комиссара. В противном случае будет сложно доказать их появление именно во время нахождения авто на стоянке.

Отметим, что по правилам хранения транспортных средств на автостоянках, утвержденным Постановлением Кабмина от 22.01.1996 г., предусмотрено требование вести на каждой стоянке журналы учета транспортных средств долгосрочного и временного хранения, учета ежедневного и одноразового заезда и выезда авто, а также учета авто с повреждениями и некомплектных. При этом п. 12 Правил запрещено принимать на хранение автомобили с аварийными повреждениями без указания об этом в последнем из названных журналов. Этими же правилами предусмотрена выдача квитанций за хранение автомобиля.