Антиблокировочная система тормозов: принцип работы, неисправности

Содержание

Антиблокировочная система тормозов

При экстренном торможении автомобиля возможна блокировка одного или нескольких колёс. В этом случае весь запас по сцеплению колеса с дорогой используется в продольном направлении. Заблокированное колесо перестает воспринимать боковые силы, удерживающие автомобиль на заданной траектории, и скользит по дорожному покрытию. Автомобиль теряет управляемость, и малейшее боковое усилие приводит его к заносу.

Антиблокировочная система тормозов (АБС, ABS, Antilock Brake System) предназначена предотвратить блокировку колес при торможении и сохранить управляемость автомобиля. Антиблокировочная система повышает эффективность торможения, уменьшает длину тормозного пути на сухом и мокром покрытии, обеспечивает лучшую маневренность на скользкой дороге, управляемость при экстренном торможении. В актив системы можно записать меньший и равномерный износ шин.

Вместе с тем, система АБС не лишена недостатка. На рыхлой поверхности (песок, гравий, снег) применение антиблокировочной системы увеличивает тормозной путь. На таком покрытии наименьший тормозной путь обеспечивается как раз при заблокированных колесах. При этом, перед каждым колесом формируется клин из грунта, который и приводит к сокращению тормозного пути. В современных конструкциях ABS этот недостаток почти устранен — система автоматически определяет характер поверхности и для каждой реализует свой алгоритм торможения.

Антиблокировочная система тормозов выпускается с 1978 года. За прошедший период система претерпела значительные изменения. На основе системы АБС построена система распределения тормозных усилий. С 1985 года система интегрирована с антипробуксовочной системой. С 2004 года все автомобили, выпускающиеся в Европе, оснащаются антиблокировочной системой тормозов.

Ведущим производителем антиблокировочной системы является фирма Bosch. С 2010 года компания производит систему ABS 9 поколения, которую отличает наименьший вес и габаритные размеры. Так, гидравлический блок системы весит всего 1,1 кг. Система АБС устанавливается в штатную тормозную систему автомобиля без изменения ее конструкции.

Наиболее эффективной является антиблокировочная система тормозов с индивидуальным регулированием скольжения колеса, т.н. четырехканальная система. Индивидуальное регулирование позволяет получить оптимальный тормозной момент на каждом колесе в соответствии с дорожными условиями и, как следствие, минимальный тормозной путь.

Конструкция антиблокировочной системы включает датчики частоты вращения колес, датчик давления в тормозной системе, блок управления и гидравлический блок в качестве исполнительного устройства.

Датчик скорости устанавливается на каждое колесо. Он фиксирует текущее значение частоты вращения колеса и преобразует его в электрический сигнал.

На основании сигналов датчиков блок управления выявляет ситуацию блокирования колеса. В соответствии с установленным программным обеспечением блок формирует управляющие воздействия на исполнительные устройства — электромагнитные клапаны и электродвигатель насоса обратной подачи гидравлического блока системы.

Гидравлический блок обединяет впускные и выпускные электромагнитные клапаны, аккумуляторы давления, насос обратной подачи с электродвигателем, демпфирующие камеры.

В гидравлическом блоке каждому тормозному цилиндру колеса соответствует один впускной и один выпускной клапаны, которые управляют торможением в пределах своего контура.

Аккумулятор давления предназначен для приема тормозной жидкости при сбросе давления в тормозном контуре. Насос обратной подачи подключается, когда емкости аккумуляторов давления недостаточно. Он увеличивает скорость сброса давления. Демпфирующие камеры принимают тормозную жидкость от насоса обратной подачи и гасят ее колебания.

В гидравлическом блоке устанавливается два аккумулятора давления и две демпфирующие камеры по числу контуров гидропривода тормозов.

Контрольная лампа на панели приборов сигнализирует о неисправности системы.

Принцип работы антиблокировочной системы тормозов

Работа антиблокировочной системы тормозов носит цикличный характер. Цикл работы системы включает три фазы:

На основании электрических сигналов, поступающих от датчиков угловой скорости, блок управления ABS сравнивает угловые скорости колёс. При возникновении опасности блокирования одного из колёс, блок управления закрывает соответствующий впускной клапан. Выпускной клапан при этом также закрыт. Происходит удержание давления в контуре тормозного цилиндра колеса. При дальнейшем нажатии на педаль тормоза давление в тормозном цилиндре колеса не увеличивается.

При продолжающейся блокировке колеса, блок управления открывает соответствующий выпускной клапан. Впускной клапан при этом остается закрытым. Тормозная жидкость перепускается в аккумулятор давления. Происходит сброс давления в контуре, при этом скорость вращения колеса увеличивается. При недостаточной емкости аккумулятора давления, блок управления ABS подключает к работе насос обратной подачи. Насос обратной подачи перекачивает тормозную жидкость в демпфирующую камеру, уменьшая давление в контуре. Водитель при этом ощущает пульсацию педали тормоза.

Как только угловая скорость колеса превысит определённое значение, блок управления закрывает выпускной клапан и открывает впускной. Происходит увеличение давления в контуре тормозного цилиндра колеса.

Цикл работы антиблокировочной системы тормозов повторяется до завершения торможения или прекращения блокирования. Система ABS не отключается.

Неисправности тормозной системы АБС

Неисправности ABS — довольно распространенное явление, но при появлении проблем совсем не обязательно ехать на СТО.

Существующую проблему можно решить самостоятельно — путем диагностики.

Как необходимо осуществлять проверку, чем могут быть вызваны проблемы с ABS, что представляет собой конструкция сенсорного датчика? На эти и ряд других вопросов дает ответы статья.

Сегодня во многих автомобилях установлена популярная и очень эффективная антиблокировочная система. К сожалению, она, как и любая другая система, может приходить в неисправность.

Рассмотрим наиболее часто встречающие поломки ABS, а также основные способы их устранения путем самостоятельной диагностики.

Шаг за шагом все неисправности ABS будут вычислены – можете не сомневаться.

Целостность предохранителей

Итак, первое, на что необходимо обращать внимание при возникновении проблем – целостность предохранителей.

Уже после визуального осмотра вставки плавкой можно забыть о существующих проблемах.

Главное – осмотреть места соединений и разъемы на факт повреждений и окислений.

Очень часто даже небольшие повреждения контактов и потертости приводят к сбою в работе всей системы.

В случае, если был выявлен перегоревший предохранитель, его необходимо заменить.

Датчики и масса автомобиля

Особое внимание стоит уделить датчикам. Проверьте, нет ли на сенсорных датчиках каких-либо механических повреждений.

Чтобы понять, дают ли датчики точную информацию, необходимо проверить ступичный подшипник на факт отсутствия люфта, а также работоспособность тормозов, целостность колодок, герметичность ГТЦ и так далее.

Все необходимые тесты должны проводиться на специальных стендах. Только так можно рассчитывать на максимально точные результаты осмотра и измерений.

Обязательно стоит убедиться, что масса автомобиля имеет нормальный контакт.

Не правильно выбранные шины

Одной из частых причин неисправности ABS являются неправильно выбранные шины, поэтому перед окончательным выбором желательно проконсультироваться со специалистами своего сервисного центра.

Самостоятельная диагностика

Если причины неисправности ABS после осмотра так и не были выявлены, то лучшим выходом будет полная диагностика системы в специализированном сервисном центре.

В случае, когда нет финансовой возможности, можно продолжить самостоятельную работу.

Как показывает практика, основные проблемы с ABS вызваны обрывом проводов, недостаточно качественным контактом или проблемой в разъемах.

Чтобы убедиться в наличии таких неисправностей, необходимо иметь под рукой тестер или осциллоскоп.

Для получения точных результатов необходимо убедиться, что аккумуляторная батарея заряжена на 100 процентов. При этом желательно следить за скачками напряжений на разъемах и проводниках.

И снова датчики

Часто проблемы с антиблокировочной системой вызваны поломкой сенсорных датчиков числа оборотов. Поговорим о них более предметно.

Расположен данный элемент системы непосредственно над импульсным ротором, связанным с приводным валом или ступицей.

Первое на что следует обратить внимание, это на его загрязненность. Которая легко устраняется.

По кругу полюсного сердечника устройства сосредоточена обмотка, связанная с постоянным магнитом. Благодаря такой конструкции магнитное поле с легкостью проникает к индуктору.

Посредством смены межзубных впадин и самих зубьев, а также вращения импульсного ротора меняется и магнитный поток, поступающий через сердечник и обмотку.

Постоянные изменения в магнитном поле приводят к появлению переменного напряжения, уровень которого можно с легкостью проверить.

Амплитуда и частота напряжения во многом зависит от числа оборотов колеса.

Что представляет собой проверка сенсорного датчика? Основная задача – измерить напряжение и сопротивление в самой системе.

Нормальный уровень сопротивления – около 800-1200 Ом (необходимо верить информации приведенной в паспорте).

Если же сопротивление стремится к «нулю», то можно смело говорить о наличии короткого замыкания.

В случае, когда сопротивление показывает бесконечность, то причина неисправности ABS – обрыв в цепи датчика.

Если обнаружена поломка датчика, то ремонтировать его бессмысленно – необходима полноценная замена. Подобрать хороший датчик не сложно – сегодня существует множество различных вариантов. Основной критерий для выбора – качество.

Лучше ориентироваться на изделия проверенных брендов.

Не стоит недооценивать данный вид неисправности, ведь именно от качества работы датчика во многом зависит нормальное функционирование системы.

В свою очередь правильность работы ABS – это не только ваша жизнь, но и жизнь пассажиров, а также пешеходов.

Поэтому к неисправностям ABS нужно подходить с большой ответственностью.

Система АБС. Антиблокировочная система: назначение, устройство, принцип действия. Прокачка тормозов с АБС

Тормозные системы автомобилей, отличающиеся высокой эффективностью, в некоторых случаях способны привести к возникновению ДТП. Это вызвано тем, что при резком торможении колеса полностью блокируются, и исчезает сцепление с дорожным полотном. И не всегда неопытному водителю удается справиться с автомобилем и быстро снизить скорость. Предотвратить срыв в занос и блокировку колес можно путем прерывистого нажатия на тормоз. Также существует система АБС, которая предназначена для предотвращения опасных ситуаций во время езды. Она улучшает качество сцепления с дорожным полотном и сохраняет управляемость авто, независимо от типа покрытия.

Принцип работы

Механизм системы можно сравнить с действиями опытного водителя. Это особенно заметно при гололеде, когда колеса находятся на грани блокирования. Помимо этого, стоит отметить автоматизированное распределение тормозных усилий и сохранение устойчивости транспорта.

Работа устройства основывается на влиянии тормозной жидкости на механизм колес. Это способствует появлению тормозного усилия в месте соприкосновения дороги и колес. Возрастание этого эффекта происходит лишь до установленного момента, в ином случае усиливается скольжение из-за остановки вращения.

Именно это и становится частой причиной потери управления автовладельцем. На блок управления устройства поступают сигналы от соответствующих датчиков, после чего происходит уменьшение давления в тормозной системе, при этом степень нажатия на педаль не имеет значения.

Что нужно знать

Система АБС автомобиля имеет одну отличительную особенность, которая заключается в определении торможения каждого колеса по отдельности. Нормализация давления жидкости происходит сразу после того, как движение становится более стабильным. Стоит отметить, что вождение авто без АБС и оснащенного данной системой имеет некоторые отличия. В последнем случае можно спокойно нажимать на тормоз, не переживая о вероятности возникновения блокировки. Это особенно важно для водителей, которые имеют небольшой стаж и впервые сталкиваются с подобным дополнением.

Прокачка тормозов с АБС

Перед тем как приступать к работе, стоит обратить внимание на резьбу штуцера. Если на ней присутствуют следы ржавчины, необходимо обработать поверхность специальным составом, это позволит предотвратить повреждение резьбы.

На штуцер цилиндра надевается прозрачный шланг, второй конец которого опущен в емкость. Рычаг коробки передач должен находиться в нейтральном положении. Давление на педаль тормоза производится до начала сопротивления. В процессе удерживания педали откручивается штуцер, после она должна соприкоснуться с полом. Отпускать ее можно лишь после закручивания штуцера. В процессе работ имеет особое значение регулярное добавление тормозной жидкости, это позволит предотвратить проникновение воздуха в контур.

Проверка качества работы

Прокачка тормозов с АБС производится на каждом колесе. При этом в тормозной жидкости не должно быть малейших пузырьков. Последним этапом является проверка свободного хода педали и добавление жидкости до достижения необходимого уровня. Также стоит удостовериться в герметичности и плотности крепления каждой из деталей.

Эффективность работы можно проверить нажатием педали тормоза в течение 15 секунд при заведенном двигателе. В это время на несколько секунд должен включиться индикатор, сообщающий о проведении самодиагностики. Если ничего не произошло, это говорит о том, что присутствует неисправность системы АБС. Заезд с систематическим торможением позволит дополнительно оценить качество работы.

Конструкция

Система состоит из нескольких основных элементов:

  • гидравлический блок;
  • блок электронного управления;
  • индикаторы скорости вращения колес.

Как правило, датчики работают на электромагнитном принципе. Они состоят из катушки со специальным сердечником. Магнитный ток внутри датчика меняется за счет движения желобов и зубцов венца в процессе вращения колеса. Электронный блок управления принимает поступающие сигналы и определяет скорость вращения. При помощи специальных таблиц ЭБУ вычисляет оптимальный алгоритм торможения, максимальную степень тормозного давления и качество покрытия дороги. В управлении блока находятся модуляторы, которые определяют подходящий уровень давления для колес. При возникновении неполадок в работе загорается индикатор неисправности, который сообщает водителю, что требуется диагностика АБС.

Достоинства

Свое распространение система АБС приобрела благодаря наличию множества достоинств, к числу которых относятся следующие:

  • нет необходимости в изучении различных способов торможения;
  • педаль газа не требует интенсивного контроля, что особенно актуально для начинающих водителей;
  • осуществление маневров с одновременным торможением;
  • возможность торможения на любой части поворота.

Недостатки

Несмотря на удобство использования, антиблокировочная тормозная система автомобиля не способна стать панацеей от всех неприятностей на дороге, связанных с торможением. Она не лишена отрицательных сторон, к числу которых относится отсутствие возможности использования при маневрах в экстремальных условиях. Также стоит отметить следующее:

  • есть вероятность задержки включения системы, так как ее полноценная работа возможна лишь после определения коэффициента сцепления колес и дорожного покрытия и тестирования качества полотна;
  • водитель не контролирует процесс торможения, из-за чего антиблокировочная система АБС становится непредсказуемой;
  • коэффициент сцепления может быть рассчитан неверно при частой смене неровного покрытия дороги, из-за чего снижается эффективность;
  • система АБС не работает на скорости менее 10 км/ч, это особенно актуально для тяжеловесных или бронированных автомобилей, так как в этом случае существенно увеличивается тормозной путь и возникает вероятность ДТП;
  • сложность эксплуатации на сыпучем и рыхлом грунте из-за устранения малейшего блокирования колес.

При использовании необходимо учитывать все особенности и отрицательные стороны. Система АБС предназначена для обеспечения возможности полного контроля автомобиля во время резкого торможения. Таким образом водитель может уверенно управлять транспортным средством и иметь возможность маневрирования во время торможения. Сочетание этих факторов превращает систему в эффективного помощника на дороге и увеличивает безопасность водителя и пассажиров. Автовладельцу, имеющему достаточный стаж, под силу справиться со сложными ситуациями и без помощи системы, но она незаменима для неопытных водителей.

Диагностика

При возникновении неисправности система АБС автомобиля мгновенно прекращает работу, из-за чего исчезают ограничения в тормозной системе авто. Водитель может узнать о возникновении неполадки по сигналу аварийной лампы, установленной на передней панели. Диагностика может производиться несколькими способами, в зависимости от разновидности устройства и года выпуска. Наиболее распространенной причиной является неисправность предохранителей.

Для начала нужно осмотреть колодку и удостовериться в отсутствии повреждений. Также стоит обратить внимание на состояние проводников и разъемов. Они должны иметь плотное крепление и ровную поверхность, без потертостей и царапин, способных вызвать короткое замыкание.

Подвеска моста (опора и дополнительные сочленения) и подшипники нужно проверить на присутствие люфта и качество исполнения. Особое внимание уделяется насосу высокого давления. Необходимо отсоединить разъем и приложить к насосу напряжение, исходящее от аккумулятора на короткий срок. Для этого можно воспользоваться двумя проводниками любого типа. Если он начнет работать, можно приступать к дальнейшему осмотру.

На сенсорных датчиках оборотов и их элементах должны отсутствовать следы повреждения и пятна. Стоит отметить увеличивающуюся популярность сенсорных активных датчиков. Это вызвано наличием множества достоинств, которыми не могут похвастаться пассивные аналоги. Они отличаются большей точностью сигнала и возможностью определения скорости в два направления с максимальной точностью. Устройства с аналогичной точностью измерения применяются в различных системах, включая противоугонные устройства и спутниковую навигацию. Их неоспоримым преимуществом является компактность исполнения.

ABS – лучше с ней, чем без нее

Как тяжело даются новичку первые поездки за рулем автомобиля! Так и кажется, что все только и мечтают о том, чтобы зацепить твою машину, да и сам боишься задеть кого-то другого.

Сам весь мокрый, пот заливает глаза, ноги дрожат, а правая нога готова вдавить до упора педаль тормоза даже при намеке на любую опасность. А вот это и неправильно. Не говоря про все остальное, тормозить надо не до упора, а с умом. В этом поможет, если конечно получится, антиблокировочная система.

Что такое торможение, и как надо тормозить

Только на первый взгляд кажется, что самое главное – не опоздать нажать на тормоз, тогда автомобиль остановится. На самом деле все гораздо сложнее.

При торможении на машину действуют несколько сил, так что порой даже опытному водителю трудно справиться с этим процессом, особенно на скользкой или мокрой дороге.

Вот самый простой пример – автомобиль движется на скорости, водитель заметил опасность, резко нажал на тормоз, а машина выскочила на встречную полосу. А если повезет, то на обочину или на столб.

В чем причина такого поведения машины? В неправильном торможении. Как оно происходит на автомобиле? Когда нажата педаль тормоза, начинают замедляться и задние, и передние колеса.

Если при этом хотя бы одно колесо блокируется (перестает крутиться и замедляться, а начинает просто скользить по дорожному покрытию), тогда тормозной путь увеличивается, а также значительно возрастает возможность заноса автомобиля в сторону заблокированного колеса.

Чтобы избежать такой ситуации, повысить эффективность торможения, особенно в критической ситуации и на скользкой дороге, необходимо тормозить прерывисто. Нажать на педаль, и когда колеса на машине почти заблокированы, отпустить педаль тормоза, а потом повторить все еще несколько раз, пока не остановится автомобиль.

Фактически, вместо того, чтобы нажать и держать педаль в этом положении, на нее надо нажимать многократно, нажал-отпустил, нажал-отпустил. Подобным образом удается удерживать автомобиль на грани блокировки колес.

Такая система торможения позволяет гораздо эффективней останавливать машину, особенно на скользкой и обледенелой дороге.

Конечно, это очень страшно, когда к тебе начинает приближаться, например, задний борт грузовика, а ты должен отпустить педаль тормоза. Если не можешь с этим справиться – не садись за руль или покупай автомобиль с ABS.

Что такое ABS

Эта аббревиатура у всех на слуху, сокращенное обозначение, переводимое с английского языка как антиблокировочная система.

Фактически, в простейшем варианте – электромеханическая система, копирующая действия опытного водителя и обеспечивающая эффективное торможение на скользкой дороге.

Если она установлена на автомобиле, то позволяет значительно облегчить жизнь начинающим водителям. Хотя не стоит возлагать на нее слишком большие надежды – ABS только помогает водителю в управлении автомобилем, а не сама им управляет.

Так что, водитель должен знать свою машину, ее поведение в различных ситуациях и на разном дорожном покрытии, в том числе и поведение с учетом работы дополнительных систем.

Небольшая историческая справка

Выше уже была рассмотрена возможная ситуация, когда водитель не может справиться с автомобилем по чисто психологическим причинам. Для исключения подобного сценария при управлении машиной и была разработана антиблокировочная система.

Ее первые образцы появились еще в прошлом столетии, в семидесятых годах, однако из-за отсутствия подходящей и надежной элементной базы не получили широкого развития.

Когда появились цифровые микросхемы и доступные микропроцессоры и микроконтроллеры, ситуация изменилась коренным образом. Благодаря этим элементам система ABS появилась на автомобиле.

Произошло в 1978 году, а первой автомашиной с такой системой стал один из Мерседесов.

Об устройстве и работе ABS

Что собой представляет ABS, можно понять из приведенного рисунка. Вся система состоит из нескольких самостоятельных узлов:

  1. блока управления (Control Module);
  2. датчиков скорости колес (Wheel Sensors);
  3. гидравлического блока (Modulator Unit).

Если назначение блока управления, а также датчиков скорости интуитивно понятно, то функции и состав гидравлического блока нуждаются в пояснении.

Его элементами являются:

  • выпускные и впускные электромагнитные клапаны;
  • насос с электродвигателем обратной подачи тормозной жидкости;
  • аккумуляторы давления;
  • демпфирующие камеры.

Каждому колесу соответствует свой выпускной и впускной клапаны.

Встроенные датчики скорости отслеживают частоту вращения колеса. Контроль осуществляется с использованием эффекта электромагнитной индукции.

Происходит это следующим образом – при вращении колеса около датчика проходят зубцы, расположенные на специальном роторе, вращающемся с той же частотой. Проходя мимо датчика скорости, зубцы вызывают там появление эдс, пропорциональной частоте вращения колеса, благодаря чему можно оценить его текущее состояние.

Принцип работы ABS

Чтобы понять, как работает антиблокировочная система тормозов, необходимо рассмотреть возможные варианты ее срабатывания.

В принципе, существуют три фазы работы ABS:

  • сброс давления в рабочем цилиндре;
  • удержание давления в рабочем цилиндре;
  • увеличение давления.

Для начала надо отметить, что гидравлический блок на автомобиле устанавливается на магистрали за главным тормозным цилиндром, а электромагнитные клапаны управляют поступлением в тормозной цилиндр тормозной жидкости.

Работа и контроль осуществляются по определению частоты вращения колеса. После начала торможения (нажатия на педаль тормоза), антиблокировочная система определяет частоту его вращения. Если колесо прекратило вращаться и начало скользить, об этом сигнализирует датчик скорости.

Тогда блок управления открывает выпускной клапан и прекращает подачу в тормозной цилиндр тормозной жидкости. Когда колесо начнет вращаться и его скорость вращения превысит установленный предел, антиблокировочная система закрывает выпускной и открывает впускной клапан.

При продолжении торможения все этапы повторяются, пока не остановится машина.

Все вышеописанное касается варианта, если на автомобиле применена антиблокировочная система тормозов последнего поколения, или так называемая четырехканальная ABS.

В этом случае контролируется блокировка каждого колеса, и по каждому из них электроника принимает корректирующие действия. Такая система наиболее дорогостоящая и сложная.

Однако существуют и другие типы.

Так, одноканальная антиблокировочная система контролирует тормозное усилие одновременно для всего автомобиля. Такой вариант ABS гораздо проще и дешевле, но он хорошо работает в случае, когда сцепление всех колес одинаково.

Двухканальная антиблокировочная система контролирует тормозное усилие вдоль одного борта.

ABS не всесильна

Наличие и работа системы ABS на автомобиле значительно упрощает процесс торможения и делает его более эффективным, особенно для начинающих водителей. Но в то же время ей присущи определенные недостатки, и при управлении машиной их надо учитывать.

Здесь, кстати, надо отметить, что когда работает антиблокировочная система, то ее срабатывание ощущается как вибрация на педали тормоза.

Из тех случаев, когда явными становятся недостатки в работе системы, можно отметить такие.

  1. Эффективность работы ABS зависит от качества дорожного покрытия. На неровной дороге, кочках, брусчатке у автомобиля тормозной путь с такой системой несколько увеличивается. Дело в том, что когда колесо подпрыгивает на неровностях и находится в полете, т.е сцепления с дорогой нет, ABS дает команду на снятие торможения. Но в тот момент, когда колесо опять начинает контактировать с покрытием, установленная сила торможения оказывается неоптимальной и тормозной путь увеличивается. Парировать этот эффект можно снижением скорости движения и увеличением дистанции.
  2. Увеличение тормозного пути на смешанном покрытии – в тех случаях, когда чередуются участки, например, асфальт – вода – асфальт – снег — лед. В этом случае происходит следующее – система отпускает тормоза на скользком участке, при попадании колеса на нормальное покрытие установившегося тормозного усилия оказывается недостаточно, вследствие чего тормозной путь увеличивается.
  3. Торможение на рыхлом, сыпучем покрытии (песок, рыхлый снег). В этом случае тормозной путь с ABS увеличивается. Дело в том, что если на песке автомобиль пойдет юзом, то перед колесом появляется валик из песка (эффект плуга), а он значительно эффективнее будет останавливать машину. В такой ситуации торможение юзом будет лучше.
  4. Система перестает работать при остановке. При низкой скорости движения система ABS отключается и не работает. Это может оказаться очень неприятным моментом при движении на скользком уклоне. Об этом надо помнить и быть готовым к своевременным действиям, например, – воспользоваться ручным тормозом для остановки.

Антиблокировочная тормозная система позволяет тормозить при сложных дорожных ситуациях более эффективно, избегая юза и сохраняя при этом управляемость автомобилем. Следствием этого будет значительно более короткий путь при торможении и существенно повышенная безопасность.

Однако такая система торможения имеет некоторые особенности, и необходимо быть готовым к их проявлению при движении.

Загорелся ABS: Диагностика неисправности тормозной системы

Как выяснить, что случилось с антиблокировочной тормозной системой?

До появления в автопромышленности системы ABS в 70-х годах 20 века, автомобили были более опаснее. Особенно когда вы двигались по заснеженной, обледенелой или мокрой дороге. В те годы как правило старые автомобили оснащались не очень качественными шинами, задним приводом и обычной тормозной системой без электроники. Но сегодня все изменилось. В наши дни большинство из нас даже не задумываются о современных тормозных системах. Сегодня мы чувствуем себя уверенно даже при движении по дороге, которая на несколько сантиметров занесена снегом или сильно обледенела. Дело в том, что большинство современных автомобилей оснащены передним приводом, которые дает водителям уверенность за рулем, современными электронными системами безопасности, контролирующие сцепление автомобиля с дорожным покрытием и современной резиной, демонстрирующая чудеса сцепления с дорогой. Одной из самых важных систем в любом автомобиле является антиблокировочная тормозная система (ABS), которая существенно снижает тормозной путь и предотвращает блокировку колес, которая может привести к потере сцепления с дорогой и соответственно заносу.

ABS стала в автопромышленности стандартным оборудованием, которое в наши дни устанавливается фактически на каждый автомобиль, выпускаемый автомобильными компаниями. Как мы уже не раз писали система ABS состоит из датчиков скорости, которые устанавливаются на колеса машины, из электронного блока управления антиблокировочной тормозной системы, и гидравлических клапанов, которые по сигналу электронного блока регулируют в каждом колесе определенное тормозное усилие без участия водителя.

Колесные датчики ABS отслеживают скорость вращения каждого колеса автомобиля и постоянно передают ее компьютеру. Как только блок ABS начинает видеть, что колесо перестает вращаться, то он активирует клапана гидравлической тормозной системы, которая снижает тормозное давление в этом колесе. В итоге давление тормозной жидкости в колесе падает и тормозное усилие снижается, что способствует разблокировки колеса и возврату сцепления с дорогой. Это процесс повторяется несколько раз в секунду до тех пор, пока автомобиль не остановится или водитель не отпустит педаль тормоза.

Блок управления ABS и компьютер автомобиля каждый раз при включении зажигания проводит самотестирование антиблокировочной тормозной системы. То есть каждый раз, когда вы заводите автомобиля, происходит автоматический тест системы ABS. В случае если во время самотестирования компьютер получает недостаточно данных от датчиков, блока управления ABS и гидравлических клапанов тормозной системы, то на приборной панели загорается сигнальная лампа ABS. Например, если компьютер автомобиля или блок управления ABS не получит сигнал от гидравлического насоса тормозной системы или от клапана, установленного на каждом колесе, то на приборке загорится ошибка ABS в виде значка (индикатора).

Обратите внимание, что несмотря на неисправность системы ABS и появление на приборке горящего значка ABS в вашем автомобиле как правило продолжает работать механическая тормозная система и вы можете в принципе продолжать движение, но уже без электронной системы помощи при блокировке колес во время торможения. То есть другими словами при поломке системы ABS вы можете безопасно пользоваться автомобилем. Правда в этом случае вы должны быть крайне осторожны при торможении на скользкой, заснеженной или мокрой дороге, так как без системы ABS колеса вашего автомобиля могут блокироваться. Поэтому мы не рекомендуем в случае неисправности системы ABS долгое время эксплуатировать машину без соответствующего ремонта. Так что в случае ошибки системы ABS вы должны как можно скорее установить причину неисправности и устранить ее в короткий срок.

Неисправность системы ABS

И так. В вашем автомобиле на приборной панели горит сигнальная лампа или значок предупреждающий вам о проблемах с антиблокировочной тормозной системой. Что делать в этом случае?

Во-первых, для начала убедитесь, что загоревшиеся индикатор указывает на проблему именно с системой ABS, а не неисправность всей тормозной системы.

Для этого вы должны внимательно прислушаться к вашей машине во время торможения и обратить внимание на педаль тормоза. Если во время торможения вы начали слышать посторонние шумы (свист, стуки, скрипы и т.п.) или же педаль тормоза стала слишком мягкая (мягче чем обычно), то ваша прямая дорога в технический центр, где специалисты должны провести тщательную диагностику всей тормозной системы. Помните, что эти признаки указывают на серьезную неисправность всей тормозной системы. Это может привести во время движения к аварии. Поэтому если тормоза вашего автомобиля стали очень плохими, мы не рекомендуем выезжать на дороги общего пользования так как это очень опасно. В этом случае вызовите эвакуатор.

Также для того чтобы выяснить, что загоревшееся значок ABS стал причиной неисправности именно антиблокировочной тормозной системы, вы также должны убедится, что в тормозной системе нет воздуха, что педаль тормоза по-прежнему жесткая и не слишком мягкая, а также нет утечки тормозной жидкости в тормозной системе. Для этого сначала проверьте уровень тормозной жидкости, а затем все тормозные трубки и шланги на предмет разгерметизации.

Кроме того, включив зажигание и увидев значок ABS на приборной панели не спешите паниковать. Может быть это обычная ошибка электроники автомобиля. Поэтому попробуйте выключить зажигания и вынуть ключ из замка зажигания, а затем снова включить зажигание и проверить появляется ли на приборке значок ABS снова. Повторите этот процесс несколько раз. Вполне возможно, что это простая ошибка компьютера автомобиля и после нескольких включений и выключений зажигания ошибка системы ABS исчезнет.

Если после нескольких попыток включения/выключения зажигания ошибка системы ABS на приборной панели не исчезла у вас есть два варианта:

Первый вариант, это отправиться в автосервис где необходимо провести тщательную компьютерную диагностику автомобиля. Главная особенность диагностики системы ABS это электронный опрос блока ABS с помощью специального оборудования на возможные ошибки в системе.

С помощью подобной диагностики специалист сможет определить код ошибки в системе ABS, который и привел к появлению на приборной панели сигнального значка ABS.

Также этот код ошибки даст подсказку где именно искать причину неисправности системы ABS.

Второй вариант только для тех, кто хочет докопаться до истины самостоятельными силами. Для того чтобы без использования дорогостоящего диагностирующего оборудования протестировать систему ABS, необходим сервис-мануал на ваш автомобиль (книга по ремонту и эксплуатации вашей модели автомобиля), простой автомобильный инструмент, который продается в любом автомагазине и мультиметр с высоким сопротивлением (с высоким импедансом). Если вы не можете найти в продаже книгу по ремонту на вашу модель автомобиля, то поищите ее в сети Интернет и просто скачайте на компьютер или на свой смартфон.

Обращаем ваше внимание что в некоторых автомобилях вы можете получить доступ к диагностике кодов неисправности, хранящиеся в компьютере, без использования специального диагностирующего сканера. Для этого вы можете проверить каждый электронный блок автомобиля (в том числе блок управления ABS) с помощью «старого» проверенного способа: с помощью двух проводов, которые вы должны подключить к соответствующим разъемам электронных систем. Например, вы можете подключить два провода, чтобы проверить замыкание цепи в блоке управления ABS. Для этого подключите два провода к разъему блока управления ABS и замкните провода булавкой или скрепкой. Если после этого ошибка ABS исчезнет с приборной панели, то причина ошибка в блоке управления антиблокировочной тормозной системы. Также определенные контакты можно соединить с помощью скрепки или булавки без использования проводов.

Если же ваша машина оснащена современным компьютером, диагностика ошибок которых осуществляется только с помощью подключения сканера к диагностирующему порту OBD II (On-Board Diagnostic), то для того чтобы установить причину появления значка ABS на приборной панели вам понадобится только электронная диагностика, которую вы можете сделать либо в техническом центре, либо с помощью купленного недорогого сканера ошибок по порту OBD II.

Предположим, что у вас пока нет пока нет никакой информации об ошибках в компьютере автомобиля, которые привели к появлению на приборной панели значка ABS. Не спешите провести компьютерную диагностику. Для начала проверьте предохранитель блока управления ABS. Ведь частой причиной неисправности работы системы ABS становится выход из строя предохранителя блока управления антиблокировочной тормозной системы.

И так вы проверили предохранитель блока управления ABS, и он оказался в рабочем состоянии. Что теперь? Теперь вы должны с помощью мультиметра проверить напряжение и сопротивление во всех электронных частях системы ABS. Для этого ознакомьтесь в руководстве по эксплуатации и ремонту автомобиля со всеми соответствующими контрольными значениям напряжения и сопротивления в датчиках ABS и в самом блоке ABS.

Правда перед этим вы должны проверить основной жгут проводов, которые подсоединены к блоку управления ABS. Внимательно осмотрите жгут проводов, отвечающих за работоспособность системы ABS на предмет повреждений. Также вытащите разъем жгута проводов, из блока управления ABS. Осмотрите контакты в разъем на предмет загрязнения, окисления и т.п. Все контакты должны быть чистыми. Если контакты нуждаются в очистки с помощью специального аэрозольного спрея для очистки электрических контактов и разъемов очистите разъем от загрязнения.

Также при осмотре контактов разъема жгута проводов системы ABS обратите внимание на коррозию контактов. Помните, что даже микроскопические химические вещества окисления и коррозии могут серьезно увеличить сопротивление в электрической цепи системы ABS. Так по проводам передается небольшой вольтаж электричества (милливольты), то даже малейшее увеличение сопротивление из-за загрязнения контактов разъема может привести к неправильной работе всей электронной части системы ABS. В том числе вызвать ошибку, которая и приведет к загоранию на приборной панели индикации ABS.

Если контролер системы ABS выглядит целым и находится в рабочем состоянии, а после отсоединения разъема жгута проводов системы ABS от блока антиблокировочной тормозной системы не помогли вам решить проблему горящего значка ABS на приборной панели, то пришло время проверить исправность датчиков скорости вращения колес, которые передают информацию блоку управления ABS. Для начала замерите сопротивление датчиков, сверив их с контрольными значениями, указанными в руководстве по ремонту вашего автомобиля.

Если сопротивление в пределах допустимых норм, то приступайте к визуальному осмотру датчиков скорости вращения колес, провода подходящего к ним и к инспекции состояния на каждой оси зубчатой шестеренки (или на каждой ступице колеса), которые устанавливаются на каждом колесе. Как правило подобные датчики, относящиеся к механическим сенсорам, устанавливались на старые автомобили.

Также во многих современных автомобилях в настоящий момент используются датчики требующие питания электричеством. Как правило используются датчики ABS основанные на эффекте Холла (внутри датчика установлена пластина-полупроводник), которые взаимодействия с магнитным кольцом на ступице колеса фиксируют изменение магнитного поля, а также скорость образования электроном на пластине в датчики ABS.

К сожалению, не во всех автомобилях датчики ABS и провода, по которым сигнал от датчиков отправляется в блок управления системой ABS надежно защищены от агрессивной внешней среды. В итоге провода и датчики ABS могут выйти из строя из-за повреждения и попадания грязи.

Для того чтобы проверить состояние датчиков скорости вращения колес и провода системы ABS необходимо для начала снять колеса. Например, поочередно, подняв машину домкратом с нужной стороны.

Так вы получите доступ к датчикам и проводам.

Если при осмотре жгута проводов системы ABS и датчиков скорости вращения колес, вы обнаружили повреждения (или датчик скорости вращения колес не надежно закреплен или болтается), то считайте, что вы нашли причину появления ошибки на приборной панели, сообщающей вам об неисправности системы ABS.

Если же при осмотре проводов и датчиков ABS вы не обнаружили внешних повреждений, то снимите датчики скорости системы ABS со ступицы (или оси) и проверьте их сопротивление с помощью мультиметра (если вы не сделали это ранее). Контрольные значения сопротивление в датчиках скорости вращения колес можно посмотреть в специальных книгах по ремонту и эксплуатации вашей модели автомобиля.

Также советуем всем владельцам автомобилей время от времени проводить осмотр проводов датчиков вращения колес системы ABS даже в том случае если антиблокировочная тормозная система работает исправно и на приборной панели не загорается значок ABS. Дело в том, что так как провода и датчики вращения колес находятся снизу автомобиля, то они постоянно подвержены агрессивному воздействию внешней среды. Самый главный враг проводов и датчиков, это соль, содержащая в дорожном реагенте, вода и снег.

По каким причинам горит индикатор ABS на приборной панели, если датчики, блок управления и провода системы ABS исправны?

Если вы, протестировав все электронные части системы ABS обнаружили что они находятся в исправном состоянии, но тем не менее значок ABS на приборной панели все еще горит, то скорее всего проблема связана с гидравлической системой клапанов системы ABS, которая к сожалению, не подлежит частичному ремонту.

В этом случае вам необходимо обратиться в технический центр для диагностики гидравлической системы тормозов вашего автомобиля и возможного ремонта. Также вы можете снять гидравлический блок ABS и протестировав его самостоятельно с помощью специального оборудования воспользовавшись специализированной литературой.